
Место проявления Могущества Милостивого
Атрибуты — это, таким образом, Божественные Имена, проявленные во внешнем мире. Существует два аспекта Божественных Имен, которые противопоставляются друг другу под собирательными названиями Красота (джамал) «и Могущество (джалал) и управляются Совершенством (камал). Каждое Имя обусловливает определенный результат воздействия (асар), и все Имена находятся в непрерывном деятельном состоянии, прекращение которого для них невозможно... Результаты воздействия при этом постоянно заменяются, каждый из них уничтожается и замещается подобным, точно так же как волны на поверхности океана постоянно появляются и исчезают под действием невидимых природных сил. Так динамическая Творческая Активность истекает из Божественных Имен, которые постоянно совершают действия в Божественном Акте Самораскрытия (таджалли). В этом Акте Его частные проявления (тахсис) охватывают все: как Прекрасное, так и Могущественное — добро и зло, верных и неверных. Таким образом, Имя Милостивый (Рахман), благодаря которому Бог из Своей Милости (рахма) впервые создал мир, объемлет все вещи и представляет собой совокупность Его Могущества, в противоположность Его Имени Милосердный (Рахим), благодаря которому Он проявился лишь во всем Прекрасном и Благом...».
Местом проявления Могущества Милостивого является Его Престол (Apui), но, пишет Н. Аль-Аттас, «Рахман, являясь тем аспектом Божественного Имени, который всеобъемлющ в своих частных проявлениях, включает также сумму Атрибутов Красоты... Мы, таким образом, видим, что Престол—„место пребывания" Рахмана — является также как бы сферой действия Божественных Атрибутов Красоты — Джамал». Престол, как уже отмечалось выше, понимается ъ качестве «Второго Нисхождения и Второй Ступени Определенности Сущности в Ее Самораскрытии, онтологически символизирует тот уровень бытия, на котором творимое индивидуализируется как единство, чуждое дифференциации,— общая идея (иджмали) в Божественном Знании». Следующая Ступень Определенности Сущности символизируется Троном. На этом уровне «творимое обретает аналитическое существование в качестве потенциальной экзистенции или „внешней сущности (аль-айанул-хариджийа)». Ниже Трона начинается мир феноменального, куда нисходят идеальные формы (духи вещей) после того, как Вышнее Перо запечатлевает их, пребывавших прежде в Божественном Сознании, на Хранимой Скрижали. «Согласно взглядам суфиев вообще и аль-Джили в частности, Джамал означает — как было объяснено выше — Божественную Красоту, а хусн — ее внешнее проявление (в феноменальном мире.— В. Б.)... Как я уже отмечал, каждый Божественный Атрибут имеет свой результат воздействия (асар), в котором манифестируется его Джамал, Джалал или Камал. Таким образом, хусн (феноменальная красота) есть результат воздействия Джамал (Абсолютной Красоты)...».
Запостить комент
Давай, скажи всё что ты думаеш!