Контрапункт режиссера

Еще несколько кадров — и на изображении вспахан­ного поля, перебиваемом сценой проводов Н. С. Хруще­ва в Америку, авторы заключают:

Я — это жизнь, идущая по земле подлинно сво­бодного мира — советской земле.

Я раздаю краски листве и наделяю запахами поля.

Я вижу в лицо человеческое счастье...

... и тех, кто охраняет его.

В создании режиссерского контрапункта докумен­тального фильма помимо обычного дикторского коммен­тария и музыки важную роль играют также запись диа­логов и закадровые шумы, характеризующие обстановку действия. Как и в актерском кино, различного рода «го­лоса природы», индустриальные шумы и т. д. могут ис­пользоваться в кинопублицистике в их естественном жиз­ненном звучании. Такой пример дают нам, скажем, «Охотники южных морей», где зрители в течение целой

минуты слышат синхронно записанный документалиста­ми гул разбушевавшейся морской стихии. Возможен, од­нако, другой случай: в зависимости от поэтики произве­дения они подвергаются соответствующей обработке ком­позитором и режиссером. Это сообщает им четкий рит­мический рисунок, иногда — своеобразный музыкальный строй. В современном кинематографе подобная музы­кальная (или звуко-ритмическая) транскрипция закадро­вых шумов встречается редко. Однако в истории кинопу­блицистики она играла в определенные периоды весьма значительную роль. Особенно, как уже упоминалось, ув­лекался экспериментами в этой области Дзига Вертов («Симфония Донбасса», «Колыбельная»).

Таковы, на наш взгляд, важнейшие особенности и за­кономерности образного монтажного сцепления кадров в документальном фильме. Монтажный образ, как и все другие выразительные средства кинопублицистики, не имеет самодовлеющего значения. Подлинная ценность его определяется в совокупности со всеми остальными ху­дожественными элементами картины, в общем звучании ее поэтики. При всей его эмоциональной и смысловой ем­кости он является для документалиста лишь высококаче­ственным «строительным материалом», лишь ступень­кой на пути решения его главной политической и творче­ской задачи: достоверного отображения важнейших сто­рон текущего общественного процесса, рассказа о совре­меннике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!