
Контрапункт режиссера
Еще несколько кадров — и на изображении вспаханного поля, перебиваемом сценой проводов Н. С. Хрущева в Америку, авторы заключают:
Я — это жизнь, идущая по земле подлинно свободного мира — советской земле.
Я раздаю краски листве и наделяю запахами поля.
Я вижу в лицо человеческое счастье...
... и тех, кто охраняет его.
В создании режиссерского контрапункта документального фильма помимо обычного дикторского комментария и музыки важную роль играют также запись диалогов и закадровые шумы, характеризующие обстановку действия. Как и в актерском кино, различного рода «голоса природы», индустриальные шумы и т. д. могут использоваться в кинопублицистике в их естественном жизненном звучании. Такой пример дают нам, скажем, «Охотники южных морей», где зрители в течение целой
минуты слышат синхронно записанный документалистами гул разбушевавшейся морской стихии. Возможен, однако, другой случай: в зависимости от поэтики произведения они подвергаются соответствующей обработке композитором и режиссером. Это сообщает им четкий ритмический рисунок, иногда — своеобразный музыкальный строй. В современном кинематографе подобная музыкальная (или звуко-ритмическая) транскрипция закадровых шумов встречается редко. Однако в истории кинопублицистики она играла в определенные периоды весьма значительную роль. Особенно, как уже упоминалось, увлекался экспериментами в этой области Дзига Вертов («Симфония Донбасса», «Колыбельная»).
Таковы, на наш взгляд, важнейшие особенности и закономерности образного монтажного сцепления кадров в документальном фильме. Монтажный образ, как и все другие выразительные средства кинопублицистики, не имеет самодовлеющего значения. Подлинная ценность его определяется в совокупности со всеми остальными художественными элементами картины, в общем звучании ее поэтики. При всей его эмоциональной и смысловой емкости он является для документалиста лишь высококачественным «строительным материалом», лишь ступенькой на пути решения его главной политической и творческой задачи: достоверного отображения важнейших сторон текущего общественного процесса, рассказа о современнике.
Давай, скажи всё что ты думаеш!