Контрапункт режиссера
Вот, например, мы видим в доменном цехе озаренного вспышками огня Михаила Нестеренко. Он привык, отмечает диктор, к высоким температурам и пламени плавок. И сразу же — Нестеренко в стремительном вихре танца. «И это пламя сверкает в его огневом танце». Подобным же образом — на работе и на эстраде, в танце — представляют авторы других участников ансамбля: мартенов
ца Вячеслава Гавриленко, помощника машиниста воздуходувки Алексея Матвеева. На этом сочетании показа трудной, но красочной, озаренной огнем профессии дзержинцев и их темпераментного, как бы сверкающего отблесками того же огня танца, осуществляемом в коротких монтажных перебивках, и строится киноочерк. И даже когда в финальных кадрах зрители видят исполняемый ансамблем гопак, авторы снова возвращаются к тому же сопоставлению, снова проводят параллель между искусством танцоров и их профессией, делая на этом заключительное публицистическое обобщение. «Засверкал он сегодня, знаменитый гопак запорожских сечевиков, — слышим мы диктора, — будто заново родился в отблесках расплавленного металла, в гуле свободного труда».
Кадры танца дзержинцев, монтажные перебивки танцующих солистов ансамбля и льющихся потоков стали, взлетов пламени, вспышек огня увлекают остротой мысли, эмоциональной насыщенностью. Весь киноочерк смонтирован Н. Кононовым стилистически едино, целостно, в четком ритме и с этой точки зрения бесспорно принадлежит к числу наиболее ярких образцов режиссерского мастерства в документальном кинематографе последних лет.
Однако все это — лишь самые общие закономерности. Освещая некоторые важные принципы монтажного строения вещей, они в то же самое время далеко не исчерпывают практическое многообразие вариантов художественного синтеза кинодокументов. В частности, гораздо более сложно обстоит дело с монтажом отвлеченных, глубоких по философскому смыслу сцен, охватывающих одновременно широкий круг явлений действительности. Монтаж «положительный», развивающийся «по сходству» с жизнью, соседствует, драматургически переплетается в них с монтажом «отрицания факта»; авторская оценка действительности идет либо изнутри, из глубины события, эмоционально совпадая с его вну^ тренней сутью, либо как бы «со стороны», по контрасту с тем, что составляет его реальное общественно-историческое содержание.
Примерами подобного рода богат фильм «Говорит Спутник». Сложный контрапунктический монтаж кино- документов— характернейшая черта фильмов немецких
режиссеров А. и Э. Торндайков. Аналогичным методом создается широко обобщенный образ современной эпохи, образ Времени в экспозиционных кадрах фильма «День нашей жизни» (автор Г. Шергова, режиссер Р. Кармен, 1960). Остановимся на этой последней сцене.
... Медленно раскачивается, отстукивая секунды, маятник часов. Вспыхивают и исчезают световые импульсы в каких-то сложных приборах. Скользит со стапелей ледокол. И снова маятник... На этом изображении торжественно, чуть приподнято звучит голос:
Это иду я — Время.
Я отсчитываю минуты и эпохи.
Я отмечаю сроки революций, войн, человеческих судеб.
Это иду я — Время.
Сменяются в сложных смысловых опосредствованиях кадры ребенка, делающего свои первые шаги, устало бредущего по дороге безработного, тракториста за рулем машины, японских демонстрантов. Голос диктора продолжает:
Я—первые шаги ребенка.
Я—долгая дорога обездоленных...
... и стремительный размах созидания.
Я—трудные шаги бывшего солдата и суровая поступь борцов за мир.
Я вместе с людьми говорю смерти: „Нет1и
Папка для акварели а4 - набор бумаги для акварели 10л а4ф в папке канцелярия.онлайн.
Давай, скажи всё что ты думаеш!