Контрапункт режиссера
Таким образом, контрапункт изображения и звука в кинопублицистике — это соответствие смысловых, эмоциональных, композиционных и всех прочих элементов фильма в их развитии и видоизменении, выступающее как художественный закон строения данной вещи, как, говоря словами С. Эйзенштейна, «двойная экспозиция» или «внутренняя синхронность» кинематографического действия.
«В подходе к монтажу чисто зрительному и монтажу, связывающему элементы разных областей, в частности зрительный образ и образ звуковой, по линии создания единого обобщающего звукозрительного образа принципиальной разницы нет», — писал С. Эйзенштейн в статье «Вертикальный монтаж». И далее: «Собственно искусство начинается в этом деле с того момента, как в сочетании звука и изображения уже не просто воспроизводится существующая в природе связь, но устанавливается связь, требуемая задачами выразительности произведения»1. В конструктивном, формально-изобразительном плане С. Эйзенштейн видел решение этих задач в поисках единого ритма действия, путем передачи в пластике ритмического и мелодического движения. _
Отсюда в фильме и. возникает та или иная устойчивая, творчески, осмысленная художником эмоциональносмысловая тема, сочетающаяся с другими и вместе с тем
сохраняющая свое содержание и определенные драматические функции на протяжении большого эпизода или даже повествования в целом.
В «Старом и новом» —это темы (или, как писал сам Эйзенштейн, «партии») жары, мужских и женских голосов в сцене крестного хода и т. д. В «Броненосце «Потемкин» таковы, в частности, показанный с разных сторон образ мятежного корабля, море как активная эмоциональная среда действия, отчетливо прочерченные драматические линии в сцене расстрела на одесской лестнице.
Построены несколько иными средствами, но столь же четки и драматически активны рассмотренные выше темы авторского предвидения будущего и взгляда в прошлое в дикторском тексте фильма «Освобожденная Франция», контрапунктически сочетающиеся с рассказом кинопублициста о настоящем, «партии» закадровой музыки, уличной толпы и живописных полотен в эпизоде посещения Н. С. Хрущевым парижской оперы («Встреча с Францией»), тема «Кто будет судить фашизм» из фильма «Суд народов» и др. Устойчивые драматические конструкции подобного вида наличествуют в публицистике как важнейший элемент целенаправленного творческого замысла художника.
В документальном — как и актерском — фильме контрапункт изображения и звука основан на способности зрителя улавливать целостный звуко-зрительный образ, воспринимать общий результат их последовательного наложения друг на друга. При этом особенно ясно проступают ведущие качества кинематографического монтажа: часть не равняется целому, сопоставляемые кадры рождают совершенно новый художественный эффект.
Следует, однако, заметить, что при всей действенности приемов, способствующих установлению новых взаимоотношений и связей в природе вещей, к которым прибегает, реализуя свой творческий замысел, кинопублицист, главным для него всегда остается передача подлинного облика действительности. Творческая организация ее, поиски ярких выразительных форм — необходимые атрибуты каждого художественного процесса. Но именно в кинопублицистике, как нигде, важны правда жизни, реалистичность изображения, точная об
рисовка факта — одним словом, все то, что составляет комплекс специфических черт, отличающий документальное кино от всех других видов искусства.
Давай, скажи всё что ты думаеш!