Контрапункт режиссера

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (2 голосов, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Таким образом, контрапункт изображения и звука в кинопублицистике — это соответствие смысловых, эмоциональных, композиционных и всех прочих элемен­тов фильма в их развитии и видоизменении, выступаю­щее как художественный закон строения данной вещи, как, говоря словами С. Эйзенштейна, «двойная экспозиция» или «внутренняя синхронность» кинемато­графического действия.

«В подходе к монтажу чисто зрительному и монтажу, связывающему элементы разных областей, в частности зрительный образ и образ звуковой, по линии создания единого обобщающего звукозрительного образа принци­пиальной разницы нет», — писал С. Эйзенштейн в ста­тье «Вертикальный монтаж». И далее: «Собственно ис­кусство начинается в этом деле с того момента, как в сочетании звука и изображения уже не просто вос­производится существующая в природе связь, но устанавливается связь, требуемая задачами выра­зительности произведения»1. В конструктивном, фор­мально-изобразительном плане С. Эйзенштейн видел ре­шение этих задач в поисках единого ритма действия, пу­тем передачи в пластике ритмического и мелодического движения.       _

Отсюда в фильме и. возникает та или иная устойчи­вая, творчески, осмысленная художником эмоционально­смысловая тема, сочетающаяся с другими и вместе с тем

сохраняющая свое содержание и определенные драмати­ческие функции на протяжении большого эпизода или даже повествования в целом.

В «Старом и новом» —это темы (или, как писал сам Эйзенштейн, «партии») жары, мужских и женских голо­сов в сцене крестного хода и т. д. В «Броненосце «По­темкин» таковы, в частности, показанный с разных сто­рон образ мятежного корабля, море как активная эмо­циональная среда действия, отчетливо прочерченные драматические линии в сцене расстрела на одесской лестнице.

Построены несколько иными средствами, но столь же четки и драматически активны рассмотренные выше темы авторского предвидения будущего и взгляда в прошлое в дикторском тексте фильма «Освобожденная Франция», контрапунктически сочетающиеся с рассказом кинопублициста о настоящем, «партии» закадровой му­зыки, уличной толпы и живописных полотен в эпизоде посещения Н. С. Хрущевым парижской оперы («Встреча с Францией»), тема «Кто будет судить фашизм» из фильма «Суд народов» и др. Устойчивые драматические конструкции подобного вида наличествуют в публици­стике как важнейший элемент целенаправленного творческого замысла художника.

В документальном — как и актерском — фильме контрапункт изображения и звука основан на способно­сти зрителя улавливать целостный звуко-зрительный образ, воспринимать общий результат их последова­тельного наложения друг на друга. При этом особенно ясно проступают ведущие качества кинематографиче­ского монтажа: часть не равняется целому, сопоставляе­мые кадры рождают совершенно новый художественный эффект.

Следует, однако, заметить, что при всей действенно­сти приемов, способствующих установлению новых вза­имоотношений и связей в природе вещей, к которым при­бегает, реализуя свой творческий замысел, кинопубли­цист, главным для него всегда остается передача под­линного облика действительности. Творческая орга­низация ее, поиски ярких выразительных форм — необ­ходимые атрибуты каждого художественного процесса. Но именно в кинопублицистике, как нигде, важны правда жизни, реалистичность изображения, точная об­

рисовка факта — одним словом, все то, что составляет комплекс специфических черт, отличающий документаль­ное кино от всех других видов искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!