
Контрапункт режиссера
Как и в свое время М. Кауфман, автор «Освобожденной Франции» в наиболее острые моменты действия обращается к приему стоп-кадра. Однако если у Кауфмана в фильмах «Москва» и «Весной» остановка изображения заостряла внимание зрителя на содержании лишь данного кадра, подчеркнуто фиксировала статичный результат известного процесса (вспомним, например, застывшее лицо женщины, выпившей водку), то у Юткевича подобные кадры неразрывно связаны с общим развитием повествования, рассматриваются в динамике жизни, временных и — что самое важное — глубоких общественно-исторических связях. По
мимо того, сцены эти отличаются от опытов «кино- ков» несравненно более сложной драматической структурой.
В фильме «Освобожденная Франция» прием остановки изображения используется дважды.
В первом случае мы видим высадку воздушного десанта союзных войск в Нормандии. Крупным планом выделяется подготовившийся к прыжку парашютист. Внезапно изображение застывает. И словно обращаясь к этому неизвестному воину, одному из тысячи среди тех, кто через несколько минут вступит с оружием в руках на французское побережье, диктор говорит: «Солдат! Под тобой земля Франции! Вспомни, какой она была, и ты еще яростнее будешь сражаться за ее освобождение!» Далее следует рассказ о героическом прошлом этой страны, о красочной жизни ее народа. Мысль кинопублициста подчеркивает значительность происходящего, связывает его с историческими судьбами Франции.
Во втором случае в нелепой, карикатурной позе застывает на экране Гитлер. Только что он улыбался, похлопывал себя по животу, раздавал ордена приближенным. Да, у него были причины радоваться. Ведь эта сцена происходит в Компьенском лесу — в том самом месте, где двадцать два года назад французский маршал Фош диктовал условия перемирия немцам! А сейчас здесь подписывается капитуляция Франции... Но вот, словно голос истории, голос объединенных для общей борьбы французского и советского народов, в этот позорный фарс «вмешивается» диктор. «Довольно паясничать!»— резко говорит он. И сразу же—кадр уличного боя. Красноармеец бросает гранату. Падает убитый гитлеровец. «Он уже не в Париже, этот солдат». Появляется схема окруженной армии Паулюса. Ее сменяет занесенное снегом кладбище фашистов. Размеренно, веско звучат слова: «Так героическая Красная Армия в неслыханных битвах за город на Волге отомстит за город на Сене. Так сгниют здесь «покорители» Европы». Снова кадр, показывающий Гитлера. Гитлер «оживает», пожимает руки окружающим его генералам. К нему подходит Петэн. На этом изображении слышны заключительные фразы диктора: «А пока смейтесь, господин Гитлер. Вам предстоит принять главу «правительства Виши» Петэна.. .».
Итак, у М. Кауфмана время «остановилось» для того, чтобы мы могли лучше рассмотреть сидящую на качелях девушку («Москва») или болезненную гримасу, исказившую лицо женщины («Весной»). В созданном два десятилетия спустя фильме «Освобожденная Франция»
С. Юткевич остановил кадр не только, чтобы сатирически осмеять застывшего с нелепо поднятой ногой Гитлера или показать парашютиста в момент прыжка. Мы видим за всем этим еще и многое другое: исторический фон драмы, яркое эмоциональное чувство художника, политическую характеристику события. Прием М. Кауфмана обогащается страстной публицистической мыслью, неизмеримо усложняется за счет расширения пространственных и временных рамок действия, его отчетливой драматизации. 4
Давай, скажи всё что ты думаеш!