Контрапункт режиссера
По энциклопедическому определению, контрапункт — это «соединение в одновременном звучании двух и более мелодически самостоятельных голосов». В искусстве кинематографа под контрапунктом понимается движение и взаимодействие изобразительного ряда фильма, звучащего слова, музыки и шумов, взятых как бы в их «вертикальном разрезе» в данный, фиксированный момент времени.
Контрапункт — или, что то же самое, полифоническое строение произведения — в своем простейшем виде практически существует с первых лет кино. Элементы его можно обнаружить уже в ранних сеансах немого фильма, сопровождавшихся игрой тапера. Непритязательное экранное зрелище и столь же примитивное музыкальное оформление изображения в историческом процессе совершенствования нового искусства явились первичными формами его сложной синтетической природы.
Попытки контрапунктического построения изобразительного ряда картины, в достаточной мере стихийные и случайные, были предприняты в 20-е годы наряду с экспериментами Д. Гриффита, С. Эйзенштейна, К. Дрейера и* других режиссеров актерского кинематографа и в документальном кино. Среди них прежде всего следует упомянуть фильм Дзиги Вертова и за рубежом —* новаторское, хотя и крайне противоречивое произведение немецкого режиссера В. Руттмана «Берлин, симфо
ния большого города» (1927). Признаками контрапункта в режиссуре картин Вертова можно, по нашему мнению, считать отчетливое стремление автора к ритмическому повторению одних и тех же мотивов (метафор, сравнений, монтажных сопоставлений), а главное — подчеркнутому выделению художественной роли надписей, образующих в некоторых случаях вполне самостоятельный поэтический ряд.
Однако до появления в кино звука все это не получило — да и не могло получить — полнокровного художественного осуществления. Не было, и серьезных попыток теоретического обобщения подобных опытов. И лишь когда кино стало звуковым, обрело живую речь, музыку, возможность воспроизводить и творчески интерпретировать весь богатейший мир окружающих человека звучаний, — оно получило, наконец, и достаточную базу для развития полифонии.
Контрапункт в современном кинематографе рождается из столкновения не только зрительных изображений, но прежде всего — зрительного ряда со звуком.
Теоретические обоснования контрапунктического сочетания звука и изображения в кино были впервые выдвинуты в 1928 году авторами «Заявки» — коллективной статьи режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина и Г. Александрова.
Документ этот достаточно хорошо известен, и мы не считаем нужным пересказывать его. Напомним лишь его главную мысль.
Опасаясь «театрализации» кино в связи с введением синхронных записей диалогов и уничтожения в результате этого его важнейших «формальных достижений» (а прежде всего монтажа), С. Эйзенштейн, В. Пудовкин и Г. Александров требовали направить экспериментальную работу со звуком «в стор он у его резкого несовпадения со зрительными образами». Ограничивая применение нового выразительного средства, они писали, что только «контрапунктическое и спользование звука по отношению к зрительному Монтажному куску дает новые возможности монтажного развития и совершенствования»1.
Несмотря на неточность, ошибочность этого положения (о чем, в частности, справедливо писал Н. Лебедев в «Очерках истории советского кино»1), мы склонны все же не столько критиковать его, сколько отметить пророческую дальновидность авторов «Заявки» и глубину понимания ими процессов развития искусства.
деревянный состаренный стол из массива сосны, дуба, лиственницы
Давай, скажи всё что ты думаеш!