Конфликт
С одной стороны, это стремление монополистического капитала Германии к расширению сферы своего влияния, к насильственному захвату новых рынков, приводящее вначале к,милитаризации государства, а затем к открытой диктатуре буржуазии — фашизму; с другой — растущее сопротивление, борьба народных масс против эксплуатации, милитаризма, войны и позже, с 30-х годов,— против кровавого режима Гитлера.
Так экономно и впечатляюще выявляется основная идейно-тематическая направленность фильма, завязывается его конфликт. Это создает необходимые предпосылки для стройного развития и убедительного художественного решения произведения в целом.
После завершения экспозиции фильма, обнажившей противоречия общественно-политического устройства кайзеровской Германии, авторы показывают, как в течение короткого времени страна превращается в военный лагерь, в очаг войны в самом сердце Европы. Эта тема решается по-прежнему экономно, всего лишь в трех коротких эпизодах. Мы видим, как по приказу кайзера, прикрываясь именем империи, полицейские силы подавляют революционные демонстрации народа; как перестраивается вся система народного образования, и уже в букварях в изобилии появляются слова «снаряд», «пушка», «пистолет», «хлыст», «порох»; как, наконец, одурманиваются простодушные люди барабанным боем, военными парадами и высокими словами о «верности нибелунгам».
Итак, все направлено к войне, к хищнической борьбе за новый передел мира. Утвержден в парламенте законопроект, дающий правительству деньги для подготовки разбойничьего нападения на другие страны, тайно, по ночам подтянуты к границам войска, в зловещей тишине штабов разработаны стратегические планы. И вот немецкий солдат получил боевой приказ: с богом за кайзера и Германию! По ту сторону бельгийской, люксембургской, французской границ пронесся крик ужаса. Мирные, занятые своим трудом люди побросали обжитые места, обратились в бегство...
Развитие первой линии конфликта (стремление монополистического капитала к завоеванию норых земель) вступило в свою активную стадию — мировая война развязана. И сейчас же авторы вводят вторую конфликт
ную линию фильма: борьба лучших сынов Германии против кайзеровского правительства, против несправедливой, захватнической войны. Возобновлению ее предпослана краткая характеристика положения, сложившегося в стране в те годы. Население посажено на голодный паек. Мы видим объявление: масла — 60 граммов, маргарина — 30 граммов в неделю. Нет угля, дорожают дрова.
«Кто против войны, пусть придет 1 мая 1916 года на Потсдамскую площадь», — гласит надпись на пригласительном билете. Они пришли — и всем этим голодным, отчаявшимся людям Карл Либкнехт бросил призыв: «Долой войну! Долой правительство! Главный враг находится в собственной стране!» Карл Либкнехт схвачен, осужден военным трибуналом, заключен в каторжную тюрьму. Та же участь постигла Розу Люксембург, Клару Цеткин, Вильгельма Пика и многих других коммунистов. Война продолжается...
Дальнейшее развитие событий перебивается новой темой: в одной из воюющих стран революция победила. Рабочие и крестьяне России свергли царя, взяли власть в свои руки. В окопах началось братание солдат. Фронт разваливается. Военное руководство Германии вынуждено признать себя побежденным. «При данных обстоятельствах следует прекратить борьбу», — читаем мы строчки донесения Гинденбурга из ставки верховного главнокомандования. Аппарат панорамирует по полю битвы. Кресты на могилах, убитые солдаты в окопах, разбитые повозки, машины... «Так потерпело крах первое покушение немецкого империализма на мировое господство», — заключает этот эпизод диктор.
Давай, скажи всё что ты думаеш!