Конфликт

С одной стороны, это стремление монополистического ка­питала Германии к расширению сферы своего влияния, к насильственному захвату новых рынков, приводящее вначале к,милитаризации государства, а затем к откры­той диктатуре буржуазии — фашизму; с другой — расту­щее сопротивление, борьба народных масс против эксплуатации, милитаризма, войны и позже, с 30-х го­дов,— против кровавого режима Гитлера.

Так экономно и впечатляюще выявляется основная идейно-тематическая направленность фильма, завязы­вается его конфликт. Это создает необходимые предпо­сылки для стройного развития и убедительного художест­венного решения произведения в целом.

После завершения экспозиции фильма, обнажившей противоречия общественно-политического устройства кайзеровской Германии, авторы показывают, как в тече­ние короткого времени страна превращается в военный лагерь, в очаг войны в самом сердце Европы. Эта тема решается по-прежнему экономно, всего лишь в трех ко­ротких эпизодах. Мы видим, как по приказу кайзера, прикрываясь именем империи, полицейские силы подав­ляют революционные демонстрации народа; как пере­страивается вся система народного образования, и уже в букварях в изобилии появляются слова «снаряд», «пушка», «пистолет», «хлыст», «порох»; как, наконец, одурманиваются простодушные люди барабанным боем, военными парадами и высокими словами о «верности нибелунгам».

Итак, все направлено к войне, к хищнической борьбе за новый передел мира. Утвержден в парламенте законо­проект, дающий правительству деньги для подготовки разбойничьего нападения на другие страны, тайно, по ночам подтянуты к границам войска, в зловещей тишине штабов разработаны стратегические планы. И вот немец­кий солдат получил боевой приказ: с богом за кайзера и Германию! По ту сторону бельгийской, люксембург­ской, французской границ пронесся крик ужаса. Мирные, занятые своим трудом люди побросали обжитые места, обратились в бегство...

Развитие первой линии конфликта (стремление моно­полистического капитала к завоеванию норых земель) вступило в свою активную стадию — мировая война раз­вязана. И сейчас же авторы вводят вторую конфликт­

ную линию фильма: борьба лучших сынов Германии про­тив кайзеровского правительства, против несправедли­вой, захватнической войны. Возобновлению ее пред­послана краткая характеристика положения, сложив­шегося в стране в те годы. Население посажено на голодный паек. Мы видим объявление: масла — 60 грам­мов, маргарина — 30 граммов в неделю. Нет угля, доро­жают дрова.

«Кто против войны, пусть придет 1 мая 1916 года на Потсдамскую площадь», — гласит надпись на пригла­сительном билете. Они пришли — и всем этим голодным, отчаявшимся людям Карл Либкнехт бросил призыв: «Долой войну! Долой правительство! Главный враг на­ходится в собственной стране!» Карл Либкнехт схвачен, осужден военным трибуналом, заключен в каторжную тюрьму. Та же участь постигла Розу Люксембург, Клару Цеткин, Вильгельма Пика и многих других коммунистов. Война продолжается...

Дальнейшее развитие событий перебивается новой темой: в одной из воюющих стран революция победила. Рабочие и крестьяне России свергли царя, взяли власть в свои руки. В окопах началось братание солдат. Фронт разваливается. Военное руководство Германии вынуж­дено признать себя побежденным. «При данных обстоя­тельствах следует прекратить борьбу», — читаем мы строчки донесения Гинденбурга из ставки верховного главнокомандования. Аппарат панорамирует по полю битвы. Кресты на могилах, убитые солдаты в окопах, раз­битые повозки, машины... «Так потерпело крах первое покушение немецкого империализма на мировое господ­ство», — заключает этот эпизод диктор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!