Конфликт
. . . Море. С разных точек зрения мы видим, как омывает оно многочисленные острова, как плещет у берегов прибой. На этом изображении диктор говорит, что море — это пенистый бастион Японии и вместе с тем ее добрый, щедрый кормилец. Слова эти расширяют емкость кадра, обогащают его смысловое содержание, однако отнюдь не вскрывают еще содержащегося в нем конфликтного начала. Это делается авторами в следующей фразе. Оказывается, продолжает диктор, что этот защитник и друг, этот кормилец японского народа, это щедрое море недавно приняло в свои воды радиоактивную смерть! Вот новая, вдруг открывшаяся нам черта, новая грань явления, о которой мы, конечно, не думали, глядя на красивый пенящийся прибой. А между тем это по-новому заставляет нас взглянуть и на труд рыбаков, о которых рассказывается в последующих кадрах, и с иной стороны характеризует жизнь населения Японии в целом. За этой короткой фразой скрыты и историческая трагедия Хиросимы и атомная угроза, нависшая над нашим современным миром.
Сложным, многоплановым драматическим построением отличаются лучшие историко-документальные фильмы. Из числа созданных за последние годы картин к ним можно отнести «Великий поворот» режиссера
С. Гурова, «Свет Октября» (режиссеры Р. Григорьев и И. Посельский) и в особенности «Незабываемые годы» (режиссер И. Копалин). Следует упомянуть также о трех выдающихся произведениях зарубежной кинопублицистики последнего времени, демонстрировавшихся в СССР и хорошо известных советским зрителям. Мы имеем в виду фильмы немецких режиссеров Аннели и Эндрью Торндайков «Это не должно повториться» (1956), «Отпуск на Зильте» (1957) и «Операция «Тевтонский меч» (1958).
В связи с проблемой конфликта в документальном кино рассмотрим некоторые особенности построения фильма «Это не должно повториться» А. и Э. Торндайков.
Фильм «Это не должно повториться» — историческая хроника Германии с конца прошлого века до наших дней, основанная на достоверных архивных кадрах1 и лишь в своей последней части дополненная съемками современных событий. В ней рассказывается о росте промышленности Германии, о зарождении и развитии агрессивных милитаристских идей в этой стране, о борьбе немецкого народа против фашизма.
Завязке основной конфликтной линии фильма — вскрытию противоречивости интересов народа и крупного финансово-промышленного капитала, управляющего страной, — предпослано краткое вступление, характеризующее экономическое состояние Германии в конце прошлого столетия. Диктор приводит всего два факта: Германия к этому времени обогнала Англию, заняв первое место в металлургической и сталелитейной промышленности, и заняла второе место в мире по добыче угля. Далее показывается, что создатель всех этих богатств— рабочий класс —живет в бесправии и нищете, в то время как плоды его труда, да и сам труд присвоен кучкой промышленников и капиталистов. Первая часть этого противопоставления раскрывается в монтаже кадров, отображающих типичные картины жизни рабочих и крестьян тех лет; вторая — на примере семьи Круппов, взятой авторами из «Ежегодника миллионеров».
Кадры эти информационны. Пока что они показывают нам только «лагери противников перед боем», только расстановку сил. Но вместе с тем по своему содержанию они не пассивно-созерцательны, не иллюстративны. Изображение наполнено внутренним, еще не раскрытым в действии, но уже ясно ощутимым драматизмом, в нем отчетливо проступает тенденция развития, ведущая эти силы к неизбежному столкновению и борьбе.
Закончив экспозиционную часть, авторы ставят основной конфликт фильма. При этом намечаются две линии.
Давай, скажи всё что ты думаеш!