Конфликт

. . . Море. С разных точек зрения мы видим, как омы­вает оно многочисленные острова, как плещет у берегов прибой. На этом изображении диктор говорит, что море — это пенистый бастион Японии и вместе с тем ее добрый, щедрый кормилец. Слова эти расширяют емкость кадра, обогащают его смысловое содержание, однако отнюдь не вскрывают еще содержащегося в нем конфликтного начала. Это делается авторами в следую­щей фразе. Оказывается, продолжает диктор, что этот защитник и друг, этот кормилец японского народа, это щедрое море недавно приняло в свои воды радиоактив­ную смерть! Вот новая, вдруг открывшаяся нам черта, новая грань явления, о которой мы, конечно, не думали, глядя на красивый пенящийся прибой. А между тем это по-новому заставляет нас взглянуть и на труд рыбаков, о которых рассказывается в последующих кадрах, и с иной стороны характеризует жизнь населения Японии в целом. За этой короткой фразой скрыты и историческая трагедия Хиросимы и атомная угроза, нависшая над на­шим современным миром.

Сложным, многоплановым драматическим построе­нием отличаются лучшие историко-документальные фильмы. Из числа созданных за последние годы картин к ним можно отнести «Великий поворот» режиссера

С. Гурова, «Свет Октября» (режиссеры Р. Григорьев и И. Посельский) и в особенности «Незабываемые годы» (режиссер И. Копалин). Следует упомянуть также о трех выдающихся произведениях зарубежной кинопублици­стики последнего времени, демонстрировавшихся в СССР и хорошо известных советским зрителям. Мы имеем в виду фильмы немецких режиссеров Аннели и Эндрью Торндайков «Это не должно повториться» (1956), «От­пуск на Зильте» (1957) и «Операция «Тевтонский меч» (1958).

В связи с проблемой конфликта в документальном кино рассмотрим некоторые особенности построения фильма «Это не должно повториться» А. и Э. Торн­дайков.

Фильм «Это не должно повториться» — историческая хроника Германии с конца прошлого века до наших дней, основанная на достоверных архивных кадрах1 и лишь в своей последней части дополненная съемками совре­менных событий. В ней рассказывается о росте промыш­ленности Германии, о зарождении и развитии агрессив­ных милитаристских идей в этой стране, о борьбе немец­кого народа против фашизма.

Завязке основной конфликтной линии фильма — вскрытию противоречивости интересов народа и круп­ного финансово-промышленного капитала, управляю­щего страной, — предпослано краткое вступление, харак­теризующее экономическое состояние Германии в конце прошлого столетия. Диктор приводит всего два факта: Германия к этому времени обогнала Англию, заняв пер­вое место в металлургической и сталелитейной промыш­ленности, и заняла второе место в мире по добыче угля. Далее показывается, что создатель всех этих богатств— рабочий класс —живет в бесправии и нищете, в то время как плоды его труда, да и сам труд присвоен кучкой про­мышленников и капиталистов. Первая часть этого про­тивопоставления раскрывается в монтаже кадров, ото­бражающих типичные картины жизни рабочих и крестьян тех лет; вторая — на примере семьи Круппов, взятой авторами из «Ежегодника миллионеров».

Кадры эти информационны. Пока что они показывают нам только «лагери противников перед боем», только расстановку сил. Но вместе с тем по своему содержанию они не пассивно-созерцательны, не иллюстративны. Изо­бражение наполнено внутренним, еще не раскрытым в действии, но уже ясно ощутимым драматизмом, в нем отчетливо проступает тенденция развития, веду­щая эти силы к неизбежному столкновению и борьбе.

Закончив экспозиционную часть, авторы ставят основ­ной конфликт фильма. При этом намечаются две линии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!