Конфликт

Второй вид конфликта — это изображение со­циальных противоречий, борьбы идеоло­гий, осуществляемое художником путем сравнения и сопоставления различных фактов. Подобный принцип показа жизни достаточно четко был воплощен в после­военные годы в ряде фильмов о зарубежных странах («Путешествие по Аргентине», «Когда цветет сакура»), в картинах о фестивалях («Мы за мир!», «Варшавские встречи», «Весенний ветер над Веной»), а также в таких произведениях, как фильм «Брюссель, 1958», рассказы­вающий о Всемирной выставке в Брюсселе, политический памфлет «Внимание! Ракеты на Рейне!» и т. д. Сюда же— как одну из разновидностей идеологического конфлик­та — следует отнести вскрываемые художником проти­воречия этического характера, проявляющиеся в на­шем, советском обществе. На рассмотрении этих вопро­сов целиком построен, например, фильм «Счастье труд­ных дорог», они затрагиваются в отдельных эпизодах «Первой весны» (бегство с целины) и других произве­дений.                                    - !

Внутри этой общей схемы построения документаль­ного фильма, направленного на раскрытие идеологиче­

ской борьбы, в свою очередь наблюдаются по меньшей мере два главных пути, два метода художественного обобщения жизни.

В одном случае кинопублицист отбирает события по признаку их однородности, группирует этот мате­риал в законченную образную картину, характерную для определенного круга явлений, а затем переходит к обри­совке контрастирующей с ней группы фактов. Так по­строено, в частности, вступление фильма «Мы за мир!» о III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (режиссеры И. Пырьев и й. Ивенс, 1952). Фильм начинается с изображения свободного труда, сво­бодной жизни людей в социалистических странах. После ряда развивающих эту тему кадров следует обобщающая фраза диктора: «Это — мир. Мир радости и счастья». Затем авторы рисуют противоположную картину: импе­риалистическая экспансия, война. В этом тематическом эпизоде монтируются кадры горящих городов Кореи, ми­литаристские выступления руководителей агрессив­ных западных блоков, показывается, как снова подни­мает голову фашизм. Авторы фильма проводят убеди­тельную историческую параллель с периодом подготовки второй мировой войны, возрождают на экране с помощью фильмотечного материала нацистские демонстрации, па­рады гитлеровской военщины — все то, что несколько лет спустя принесло неисчислимые бедствия народам Ев­ропы. Затем следуют кадры современного демократиче­ского Берлина. Здесь, говорит диктор, молодежь мира и решила провести свой очередной фестиваль.

Второй метод, используемый с целью раскрытия со­циальных контрастов жизни, — это выявление вну- треннйх конфликтных сторон того или иного жизнен­ного явления, обнажение заключенных в нем самом про­тиворечий. Особенно действенно он был использован в последнее время в таких фильмах о зарубежных капи­талистических странах, как'очерк оператора А. Коло- шина «На улицах Вены» (1957) и фильм «Когда цветет сакура» (авторы сценария и операторы А. Зенякин и

А. Семин, монтаж режиссера И. Сеткиной, 1958). Эф­фективность, яркость эмоционального воздействия по­добного показа жизни обусловливаются тем, что кино­публицист рассматривает в этом случае не столько внеш­нюю сторону действительности, не столько ее «види­

мость», сколько то, что скрыто в глубине жизненного факта и нередко с другой, неожиданной стороны рас­крывает и характеризует его. А такое углубленное про­никновение в жизнь, изображение того, что скрыто от поверхностного наблюдателя и открывается острому взгляду художника, как раз и составляет одну из корен­ных основ подлинного искусства.

Перед нами один из первых эпизодов фильма о совре­менной Японии «Когда цветет сакура».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!