
Конфликт
Второй вид конфликта — это изображение социальных противоречий, борьбы идеологий, осуществляемое художником путем сравнения и сопоставления различных фактов. Подобный принцип показа жизни достаточно четко был воплощен в послевоенные годы в ряде фильмов о зарубежных странах («Путешествие по Аргентине», «Когда цветет сакура»), в картинах о фестивалях («Мы за мир!», «Варшавские встречи», «Весенний ветер над Веной»), а также в таких произведениях, как фильм «Брюссель, 1958», рассказывающий о Всемирной выставке в Брюсселе, политический памфлет «Внимание! Ракеты на Рейне!» и т. д. Сюда же— как одну из разновидностей идеологического конфликта — следует отнести вскрываемые художником противоречия этического характера, проявляющиеся в нашем, советском обществе. На рассмотрении этих вопросов целиком построен, например, фильм «Счастье трудных дорог», они затрагиваются в отдельных эпизодах «Первой весны» (бегство с целины) и других произведений. - !
Внутри этой общей схемы построения документального фильма, направленного на раскрытие идеологиче
ской борьбы, в свою очередь наблюдаются по меньшей мере два главных пути, два метода художественного обобщения жизни.
В одном случае кинопублицист отбирает события по признаку их однородности, группирует этот материал в законченную образную картину, характерную для определенного круга явлений, а затем переходит к обрисовке контрастирующей с ней группы фактов. Так построено, в частности, вступление фильма «Мы за мир!» о III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (режиссеры И. Пырьев и й. Ивенс, 1952). Фильм начинается с изображения свободного труда, свободной жизни людей в социалистических странах. После ряда развивающих эту тему кадров следует обобщающая фраза диктора: «Это — мир. Мир радости и счастья». Затем авторы рисуют противоположную картину: империалистическая экспансия, война. В этом тематическом эпизоде монтируются кадры горящих городов Кореи, милитаристские выступления руководителей агрессивных западных блоков, показывается, как снова поднимает голову фашизм. Авторы фильма проводят убедительную историческую параллель с периодом подготовки второй мировой войны, возрождают на экране с помощью фильмотечного материала нацистские демонстрации, парады гитлеровской военщины — все то, что несколько лет спустя принесло неисчислимые бедствия народам Европы. Затем следуют кадры современного демократического Берлина. Здесь, говорит диктор, молодежь мира и решила провести свой очередной фестиваль.
Второй метод, используемый с целью раскрытия социальных контрастов жизни, — это выявление вну- треннйх конфликтных сторон того или иного жизненного явления, обнажение заключенных в нем самом противоречий. Особенно действенно он был использован в последнее время в таких фильмах о зарубежных капиталистических странах, как'очерк оператора А. Коло- шина «На улицах Вены» (1957) и фильм «Когда цветет сакура» (авторы сценария и операторы А. Зенякин и
А. Семин, монтаж режиссера И. Сеткиной, 1958). Эффективность, яркость эмоционального воздействия подобного показа жизни обусловливаются тем, что кинопублицист рассматривает в этом случае не столько внешнюю сторону действительности, не столько ее «види
мость», сколько то, что скрыто в глубине жизненного факта и нередко с другой, неожиданной стороны раскрывает и характеризует его. А такое углубленное проникновение в жизнь, изображение того, что скрыто от поверхностного наблюдателя и открывается острому взгляду художника, как раз и составляет одну из коренных основ подлинного искусства.
Перед нами один из первых эпизодов фильма о современной Японии «Когда цветет сакура».
Давай, скажи всё что ты думаеш!