Конфликт

И все это остается, к сожалению, пустой фразой. В зрительном изображении фильма эта мысль не реали­зуется в конкретных жизненных фактах, не воплощается в репортажных (или восстановленных) кадрах, которые ввели бы нас в подлинную суровую атмосферу строитель­ства, передали бы напряжение и упорство людей и тем самым раскрыли «о всей полноте их трудовой подвиг. Затрагивая эту тему, авторы лишь упоминают о том, что железнодорожникам «было трудно», что «трудна про­фессия связиста» и «не менее трудно» приходилось на трассе мостовикам. Никакого художественно впечатляю­щего содержания в это слово «трудно» не вкладывалось. Фильм состоит из набора чисто иллюстративных, инфор­мационных кадров, показывающих, что вот, мол, при­везли и разгружают платформы с балластом, вот протя­гивается линия связи, укладываются рельсы, все дальше, «рассекая тайгу и горы», уходит магистраль, а рядом с ней «поднимаются в таежной глуши поселки» и т. д. Следуют дежурный эпизод отдыха строителей и, нако­нец, стандартный финал: дорога построена, прошел пер­вый поезд с рудой, строителей поздравили Центральный Комитет партии и Совет Министров.

В статье «Некоторые творческие вопросы докумен­тального кино»1 кинорежиссер Р. Григорьев приводит следующий интересный факт.

В к’онце 1951 года на экран был выпущен докумен­тальный фильм Таджикской киностудии «Советский Таджикистан» (автор сценария и режиссер Б. Кймяга- ров). Почти одновременно с этим в газете «Правда» по­явилась статья писателя Мирзо Турсун-заде, в которой рассказывалось, как несколько месяцев назад, в июле, когда люди готовились к уборке урожая, над хлопковыми полями республики прошли проливные дожди. Казалось,

все погибло и ничто уже не может спасти посевы. Но таджикские колхозники продолжали борьбу.

«На плантациях Таджикистана разгорелось настоя­щее сражение за урожай, — пишет Турсун-заде.—Кол­хозники заново перепахивали землю, заново сеяли хло­пок. А когда показались первые побеги, заново произво­дили окучивание, лелеяли, холили их.

Погода не благоприятствовала урожаю и в дальней­шем. Когда уже треснули коробочки и поля покрылись белым покрывалом поспевшего хлопка, снова пошли дожди. Вода гноила драгоценные белые головки ра­стений.

Но урожай был собран. Началась борьба за его каче­ство. Тюки хлопка рассыпали на асфальте улиц, сушили. Необыкновенное зрелище представлял собой город в эту осень. Словно белым снегом были покрыты его ма­гистрали, площади, скверы. И вот на заготовительный пункт сдан последний килограмм белого золота. Закон­чены подсчеты. Выведена последняя цифра. Победа! Это известие облетело всю республику — от дома Совета Ми­нистров до последнего кишлака»1.

Авторы «Советского Таджикистана», конечно, знали обо всем этом. Однако мы напрасно стали бы искать в их фильме хотя бы беглое упоминание об этих интересней­ших, исполненных драматизма событиях, которые могли бы, будь они показаны на экране, полно и необычно вы­разить героику наших будней, обрисовать и раскрыть на­родный характер в момент наивысшего напряжения его сил. Б. Кимягаров, строя свое произведение по устано­вившейся в те годы тенденции нарочито приподнятого, парадного показа жизни, счел, очевидно, весь этот мате­риал «не типическим».

Случаев, подобных описанному, можно было бы при­вести много. Мы все еще часто являемся свидетелями того, как наша печать ставит острые вопросы жизни, глу­боко вскрывает ее конфликтность, а документальное кино в то же самое время и на том же жизненном ма­териале создает безоблачно-спокойные, лишенные даже намека на драматизм фильмы.

Необходимо упомянуть, далее, о некоторых неверных, неорганичных для кинодокументализма тенденциях чисто

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!