Конфликт
В. Ход яков, 1956). Драматургия этого произведения могла быть решена по-разному, в зависимости от того, какую мысль следовало считать главной. Главная мысль киноочерка «Мы были на целине» должна была состоять в том, что «молодые люди, никогда не выезжавшие далеко за пределы своего города, незнакомые с физическим трудом, сталкиваясь на целине с трудностями уборки
огромного урожая, не только успешно завершают дело, но и черпают в коллективном труде незнакомое им прежде счастье». В соответствии с этим авторами и был избран основной драматургический прием показа героев фильма, судьбы которых раскрывались на широком фоне целинной жизни, определено общее светлое, жизнеутверждающее звучание произведения. Аналогичным путем, замечает Л. Браславский, протекала его работа «ад киноочерками «Учитель чемпионов» и «На родине».
Для нас очень ценно это свидетельство профессионального кинопублициста, подтверждающее высказанное выше соображение о некоторых различиях в характере формирования драматургии «событийного» и «тематического» фильма. Все это, бесспорно, имеет весьма суще- ствешное значение в практической работе журналистов киио.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что различия эти — не в принципиальном характере подхода к явлениям действительности, а всего лишь в т в о р ч е с к и х приемах отображения жизни, применяемых в тех или других видах кинопублицистики. Было бы серьезной ошибкой абсолютизировать их и утверждать, например, что там, где мы имеем дело не с «темой», а с «событием», художнику, по существу, делать нечего. Ведь главное предназначение драматургии документального фильма (к'ак и всех других средств и приемов художественной выразительности) состоит в том, чтобы способствовать наиболее полному, наиболее впечатляющему раскрытию сути и смысла жизни. А следовательно, и роль документалиста, познающего и трактующего эту жизнь, в случае работы над «событийным» конфликтом остается в конечном счете столь же решающей, первостепенной.
Бывает, однако, и так, что конфликтность жизненного материала только декларируется кинопублицистом, оставаясь на самом деле не раскрытой им. Характерным примером такого изображения действительности может служить киноочерк «Магистраль в тайге», вы/пущенный в 1958 году Новосибирской студией кинохроники (автор сценария и текста Г. Падерин, режиссер-оператор Г. Цветков). Фильм посвящен строительству железнодорожной магистрали в Сибири.
В авторской аннотации киноочерка указывается, что дорога строилась в дикой таежной местности. «Немало
трудностей преодолели строители, взрывая скалы, сооружая тоннели, укладывая железнодорожное полотно, воздвигая поселки. . . В фильме показан их нелегкий труд и быт», — пишет Г. Цветков. Об этом же несколько раз говорит диктор. «Какого труда стоил каждый километр этой дороги!» — патетически восклицает он, например, в конце очерка. Приводится даже мнение иностранных экспертов: «Здесь дорогу построить невозможно».
Давай, скажи всё что ты думаеш!