Конфликт

чии раскрытия нарастающих трудностей борь­бы. В первых эпизодах авторы показывают, к'ак реша­лись сравнительно простые проблемы: ликвидация зава­лов, установление связи между берегами реки. В даль­нейшем зрители видят преодоление все более сложных, трудоемких задач: постройку защитной дамбы перед ве­сенним паводком, надвижение через реку огромного трех­пролетного моста, подводную цементацию поврежденных устоев плотины и т. д.

Кульминационный момент фильма — описанный выше эпизод закрытия донного отверстия, в которое неожидан­но прорвалась вода.

Сходным путем, с одной стороны повторяя и варьируя уже знакомую нам схему «ступенчатого» построения «Турксиба» (от простого — к сложному, от малого — к большому, с постепенным нарастанием драматического напряжения), но вместе с тем наполняя ее новым жиз­ненным содержанием, новыми фактами, создаются мно­гие документальные фильмы последних лет: «Повесть о нефтяниках Каспия», «Дорога в тайте», «Первая вес­на», «Огни Мирного» и др.

Аналогичные тенденции можно проследить и в зару­бежной кинопублицистике. В нашу задачу не входит их подробное изучение. Укажем лишь еще раз на фильмы режиссера Р. Флаэрти «Нанук» и «Человек из Арана», а также на первую часть (строительство плотины) филь­ма «Зюдерзее» й. Ивенса. Следует отметить также кар­тины «Плуг, который вспахал равнины» американского режиссера Пэйра Лоренца (о борьбе с выветриванием почвы) и «Водоросли» Яники Беллон. Последнее произ­ведение очень близко по теме материалу фильма «Чело­век из Арана». По-разному, но в исключительно впечат­ляющей драматической форме в них проявлены те же мотивы преодоления трудностей, упорной борьбы чело­века с природой, утверждения созидательного начала жизни.

Яркий пример драматического изображения производ­ственного конфликта дает киноочерк «Покорители Ан­гары» (режиссеры-операторы Л. Берковиц и А. Белин­ский, 1957).

В одном из эпизодов очерка зрители видят бригаду монтажников, устанавливающую рабочее колесо новой турбины. Задача очень трудна: зазор между лопастями

колеса и стенками камеры измеряется миллиметрами, а вес колеса — 250 тонн! Работа продолжается много часов подряд, всю ночь. На крупных планах операторы пока­зывают напряженные, сосредоточенные лица людей, уси­лием воли преодолевающих усталость. В коротком мон­таже кадров им удается образно раскрыть длительную временную протяженность события, пробудить в сердцах зрителей волнение, беспокойство за успех дела, которое совершается в эти минуты на экране.

И вот, наконец, разрешение конфликта, спад драма­тического напряжения: монтаж закончен, человеческая воля победила. Закурив первую за всю эту ночь папи­росу, бригадир сообщает, что можно пустить турбину.

Итак, конфликт — это всегда преодоление, борьба. Поэтому его нельзя правдиво воссоздать, показывая лишь итоги, конечные результаты человеческой деятель­ности. Развитие конфликта в произведении кинопублици­стики теснейшим образом связано с раскрытием про­цесса жизни, с выявлением активного дейст­вия созидательных сил, мысли и воли человека.

Отображаемое на экране событие иногда уже само по себе, в силу особой четкости своего жизненного содержа­ния «диктует» кинопублицисту ту или иную драматур­гию, тот или иной конфликт. Однако чаще всего характер конфликта (а следовательно, и драматургия фильма) оп­ределяется не непосредственно жизнью, а ее творческим претворением в художественном замысле произведения, его идеей и темой *.

В статье «В Коротком метраже»2 сценарист Л. Брас­лавский рассказывает о своей работе над киноочерком «Мы были на целине» (авторы-операторы В. Трошкин и

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!