Конфликт

Известно немало документальных фильмов, в кото­рых один и тот же человек показывается несколько раз и при этом на разных этапах жизни, в различные мо­менты его жизненной судьбы. Так происходит, например, в фильме режиссеров И. Посельского и А. Медведкина «Первая весна», рассказывающем о первых месяцах по­корения целины. В этой картине мы четыре раза встре­чаемся с техником московского автозавода Зоей Гаври- линой, поехавшей по призыву комсомола в числе многих других юношей и девушек в Казахстан. Зрители видят ее в вагоне поезда, уходящего из Москвы, затем в Барнауле и еще два раза на целине: в Назаровской МТС, куда она приехала работать, где ее приняли в свою семью, как родную дочь, колхозники Коробковы, и, наконец, в фи- .нале картины. Вместе с другими Зоя выводит свой трак­тор в поле и уже несколько дней спустя украшает его красным флажком победителя соревнования.

Жизненный путь нашего современника, обрисованный в этих сценах, типичен. Показывая его, авторы фильма как бы открывают «большое в малом», обобщают судьбу этой девушки и такие качества Зои, как патриотизм, ре­шимость, твердость духа, помогающие ей с честью выйти из трудных жизненных испытаний.

За время, прошедшее между тем, как мы первый и по­следний раз видим Зою, действие фильма значительно продвинулось вперед. Конфликт его (столкновение люд­ских усилий с неосвоенной степью, с трудностями до­ставки техники, неустроенностью быта) прошел почти все стадии своего развития. По существу, прошел весь фильм, в котором Гаврилина была лишь одним из многих ге­роев, одним из рядовых участников великого народного движения, панораму которого развернули перед нами ав­торы. И, увидев все это, можно с уверенностью предпо­лагать, что в подлинной жизни подлинная, живая Зоя заметно выросла и изменилась. Окреп, вероятно, ее ха­рактер, закалилась воля, еще более отчетливо сформи­ровались в ее душе важнейшие жизненные принципы.

Но как все это проявлено на ее экранном —правда, жизненно достоверном, но все же отрывочно и внешне

зафиксированном киноаппаратом облике? Вправе ли мы, просмотрев фильм, утверждать, что наглядно, ощутимо увидели процессроста, формирования человека, протекавший на наших глазах вместе с движением конф­ликта, с развитием тех событий, свидетелями которых мы стали?

Вдумываясь в этот фильм — да и в другие произведе­ния кинопублицистики, где судьбы людей прослежи­ваются подобным же.образом («Первое ленинградское», «Днепрогэс», «На верном пути», «Повесть о нефтяниках Каспия»), — мы должны ответить на этот последний во­прос отрицательно. Нет, авторы не сделали нас — и не могли сделать, пользуясь доступными им средствами,— зрителями и участниками художественно отображенного процесса становления характера человека, не раскрыли— и опять-таки не могли раскрыть — глубинное тече­ние человеческой психики. Все это, как уже было сказано по другому поводу раньше,—область иных искусств: ли­тературы, театра, актерского фильма.

Но не означает ли это некую неполноценность, ущерб­ность художественного обобщения жизни, осуществляе­мого в кинопублицистике?

С нашей точки зрения — нет. Ограниченность возмож­ностей документального кино в создании глубоко психо­логизированного характера человека, раскрывающегося в непрерывном временном процессе, относится не к недо­статкам, а кспецифическим черта м.этого вполне «полноценного» по своему существу искусства.

Мы не считаем сейчас возможным углубляться далее в этот вопрос, непосредственно смыкающийся с проблемой «сквозных героев» в произведении кинопублицистики и, в более широком плане,— с изображением человека вообще. Всему этому в дальнейшем будет посвящена специальная глава.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!