Конфликт

Один из таких просчетов допущен, с нашей точки зре­ния, авторами фильма «Великий поворот» (сценарий Ю. Каравкина, режиссер С. Гуров, 1957) в эпизоде по­каза «десяти дней, которые потрясли мир»,— периода подготовки и свершения Октябрьской революции. По сравнению с картиной, рисующей Февральскую револю­цию, изображение предоктябрьских дней и самого Ок­тября выглядит в фильме ослабленным, вялым, хотя эти последние события, несомненно, явились более значитель­ными для судеб нашей страны, чем то, что происходило в феврале 1917 года. Да и по существу своему дни Ок­тября были куда более напряженными, насыщены гораз­до более острыми драматическими столкновениями, чем это отображено в фильме. Мы же видим на экране одно­образные информационные кадры, показывающие спо­койно проходящие по улицам рабочие отряды, сидящих у костра матросов, говорящего по телефону Подвойского, карту Зимнего дворца, «Аврору», здание Смольного. Враждебные революции силы представлены лишь тремя короткими кадрами, фиксирующими строящих барри­каду юнкеров и проход женского батальона по лестнице какого-то здания. Диктор, кратко и скупо излагающий ход событий, в этом месте упоминает, что «контрреволю­ционная старая Русь не хочет сдаваться». Приводятся в эпизоде еще несколько строчек из стихотворения В. Маяковского, а также рисунки, посвященные собы­тиям революции в Петрограде. И это — все, что мы уз­наем о «великом повороте», изменившем судьбы людей земли! ..

Как правильно отмечалось в статье Д. Писаревского «Некоторые уроки юбилейных документальных филь­

мов», решение этой сцены получилось обедненным, пла­катным1.

А это — хотят того авторы фильма или нет — превра­щает их рассказ об Октябрьской революции из развер­нутой, поданной крупно, масштабно кульминации произведения (как мы вправе были бы ожидать, исходя из действительного значения фактов), в проходную, ли­шенную эмоциональности и драматизма сцену. Естествен­но, что подобного 'рода смещенное, неправильное пред­ставление о событиях тех дней складывается и в восприя­тии зрителей фильма 2.

Нам остается теперь выяснить еще одну важную про­блему: в какой мере развитие конфликта в произведении образной кинопублицистики связано с художественной характеристикой человека, с попыткой обрисовать и рас­крыть в движении его характер.

В актерском фильме и театральном спектакле (рав­но как и в литературе) эту связь обычно установить легко. Больше того': взаимосвязь конфликта и характе- ров людей, в сущности, и образует то, что мы понимаем под движением сюжета произведения. При этом в целом ряде случаев образы персонажей не только выявляются в процессе развития действия, но и изменяются, теряют одни качества, приобретают -другие. Иной становится к концу романа после многих ошибок и испытаний Наташа Ростова («Война и мир»); резко переменился, встретив на своем пути страшную ложь жизни, наивный юноша Артур («Овод»); другим стал, прожив нелегкую, смут­ную жизнь, отчаянный Григорий Мелехов («Тихий Дон»). И даже там, где нет таких заметных, бросающихся в гла­за перемен, где характеры людей внешне остаются преж­ними, движение конфликта так или иначе затрагивает их души, накладывает на н<их пусть не проявленные пе­ред нашим взглядом, но все же внутренне очевидные следы.

Чтобы понять, как обстоит дело в кинопублицистике, обратимся к примерам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Удобный стул для работы правильный стул для ежедневной работы.
Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!