Конфликт
Один из таких просчетов допущен, с нашей точки зрения, авторами фильма «Великий поворот» (сценарий Ю. Каравкина, режиссер С. Гуров, 1957) в эпизоде показа «десяти дней, которые потрясли мир»,— периода подготовки и свершения Октябрьской революции. По сравнению с картиной, рисующей Февральскую революцию, изображение предоктябрьских дней и самого Октября выглядит в фильме ослабленным, вялым, хотя эти последние события, несомненно, явились более значительными для судеб нашей страны, чем то, что происходило в феврале 1917 года. Да и по существу своему дни Октября были куда более напряженными, насыщены гораздо более острыми драматическими столкновениями, чем это отображено в фильме. Мы же видим на экране однообразные информационные кадры, показывающие спокойно проходящие по улицам рабочие отряды, сидящих у костра матросов, говорящего по телефону Подвойского, карту Зимнего дворца, «Аврору», здание Смольного. Враждебные революции силы представлены лишь тремя короткими кадрами, фиксирующими строящих баррикаду юнкеров и проход женского батальона по лестнице какого-то здания. Диктор, кратко и скупо излагающий ход событий, в этом месте упоминает, что «контрреволюционная старая Русь не хочет сдаваться». Приводятся в эпизоде еще несколько строчек из стихотворения В. Маяковского, а также рисунки, посвященные событиям революции в Петрограде. И это — все, что мы узнаем о «великом повороте», изменившем судьбы людей земли! ..
Как правильно отмечалось в статье Д. Писаревского «Некоторые уроки юбилейных документальных филь
мов», решение этой сцены получилось обедненным, плакатным1.
А это — хотят того авторы фильма или нет — превращает их рассказ об Октябрьской революции из развернутой, поданной крупно, масштабно кульминации произведения (как мы вправе были бы ожидать, исходя из действительного значения фактов), в проходную, лишенную эмоциональности и драматизма сцену. Естественно, что подобного 'рода смещенное, неправильное представление о событиях тех дней складывается и в восприятии зрителей фильма 2.
Нам остается теперь выяснить еще одну важную проблему: в какой мере развитие конфликта в произведении образной кинопублицистики связано с художественной характеристикой человека, с попыткой обрисовать и раскрыть в движении его характер.
В актерском фильме и театральном спектакле (равно как и в литературе) эту связь обычно установить легко. Больше того': взаимосвязь конфликта и характе- ров людей, в сущности, и образует то, что мы понимаем под движением сюжета произведения. При этом в целом ряде случаев образы персонажей не только выявляются в процессе развития действия, но и изменяются, теряют одни качества, приобретают -другие. Иной становится к концу романа после многих ошибок и испытаний Наташа Ростова («Война и мир»); резко переменился, встретив на своем пути страшную ложь жизни, наивный юноша Артур («Овод»); другим стал, прожив нелегкую, смутную жизнь, отчаянный Григорий Мелехов («Тихий Дон»). И даже там, где нет таких заметных, бросающихся в глаза перемен, где характеры людей внешне остаются прежними, движение конфликта так или иначе затрагивает их души, накладывает на н<их пусть не проявленные перед нашим взглядом, но все же внутренне очевидные следы.
Чтобы понять, как обстоит дело в кинопублицистике, обратимся к примерам.
Удобный стул для работы правильный стул для ежедневной работы.
Давай, скажи всё что ты думаеш!