Конфликт
А. и Э. Торндайков) созданы в советской кинопублицистике помимо уже названных выше юбилейных историкодокументальных картин такие произведения, как «Суд народов» (режиссер Р. Кармен), «Освобожденная Франция» (режиссер С. Юткевич) и др.
Было бы ошибочным полагать, что рассмотренными типами конфликтов исчерпывается содержание деятельности кинодокументалистов наших дней. Мы указали лишь на некоторые важнейшие жизненные противоречия и лишь на основные методы их творческого претворения в различных по тематике и жанрам документальных фильмах. В целом же искусство образной кинопублицистики несравненно многогранней и богаче каких бы то ни было схем. Достаточно вспомнить, например, как своеобразно, на оригинальном сочетании иконографического материала с фонограммой записи голоса писателя и отрывков из его романов и пьес ставится проблема конфликта человека с эпохой в историко-биографическом фильме режиссера С. Бубрика «Лев Толстой»; как неожиданно, смело претворяются подчас важные жизненные темы в поэтических рассказах кинодокументалистов о животных и птицах («Повесть о пингвинах» кинооператора А. Кочеткова, «Белая грива» французского режиссе
ра Альбера Ляморисса). Драматическая организация, компоновка жизненных фактов достигает в этих последних фильмах особой силы, выступая в качестве определяющего средства художественной выразительности произведения. Оригинальные конфликтные построения можно встретить и в некоторых современных польских картинах. Своеобразное решение получает, например, конфликт в фильме режиссера Е. Боссака «Варшава, 1956». Его драматическое острие (оставленный без присмотра родителями ребенок гуляет по краю обрушившейся стены дома) направлено на актуальную в те годы ситуацию вовне»: необходимость скорейшей ликвидации жилищного кризиса в Варшаве.
Интересно отметить, что этот последний вид конфликта, определяемый критиком Е. Каленбахом как «борьба со скрытым противником»1, характерен не только для польской кинопублицистики. По тому же принципу построен, в частности, снятый в годы войны фильм английского режиссера Хэмфри Дженнингса «Слушайте Британию». В прологе фильма указывается, что Британия, которую мы собираемся слушать, — это страна, ведущая войну с фашизмом. Однако все дальнейшее содержание картины, показывающее жизнь Англии, работу ее заводов и т. .д., лишено четко выявленного конфликтного начала. Фильм ни с кем как будто бы открыто «не вступает в спор», и мы ощущаем его драматизм лишь постольку, поскольку сами оцениваем обстановку, в которой происходят описываемые события.
Сходными . чертами характеризуются произведения современного французского режиссера Жоржа Франжю. Его фильм «Кровь животных», например, детально показывающий бойню Парижа, — это не садизм художника, желающего потрясти нервы зрителей, как писали некоторые французские критики, а, несомненно, страстный и трагический протест против непроизвольной жестокости человека. В еще более впечатляющем фильме «Дом инвалидов» Франжю под маской внешней «объективности» показа быта жертв войны ясно проступает резкая антиимпериалистическая направленность авторского замысла.
Главным и несомненным во всех этих случаях остает
ся одно: отчетливое выявление конфликта, показ борьбы и противоречий жизни, как правило, способствует более убедительному, художественно яркому решению избранной кинопублицистом темы. И наоборот, замазывание сложностей и контрастов действительности, уклонение от их правдивого изображения обычно порождает поверхностные, художественно невыразительные произведения.
Отсутствие четкого изображения драматического начала жизни (там, где это необходимо) может привести кинопублициста не только к художественным, но и к существенным идейно-политическим просчетам.
Давай, скажи всё что ты думаеш!