Конфликт
На этом заканчивается большая тематическая часть фильма, рассказывающая, как мы подробно проследили, о первом жестоком уроке, полученном германскими милитаристскими кругами. Далее говорится о том, как после разгрома революции в Германии реваншисты стали готовить новую войну, как была выдвинута ими фигура Гитлера. В новой аранжировке, в еще более напряженном драматическом звучании разрабатываются те же темы: борьба за прибыли, з& власть, угнетение и эксплуатация народа, подавление свобод, безудержная гонка вооружения. Все это очень похоже на прежнее, но только еще более мрачно, освещено еще более зловещим светом.
Как и в третьей, заключительном части картины, показывающей милитаризацию современной Западной Германии, авторы широко пользуются здесь приемом сравнения (наплывы па старые фотографии, повороты кадра, шторки, монтажные сопоставления). Это . дает возможность наглядно видеть, как повторяется в новых оттенках то, что уже было раньше и увело немецкий народ в глубокий тупик истории.
Выявив на различных этапах важнейшие конфликтные линии фильма, режиссеры поддодят наконец к кульминации. В соответствии с правдой жизни она происходит одновременно для двух направлений конфликта: в исходе второй мировой войны немецкий милитаризм терпит еще одно жестокое поражение (кульминация первой линии) и трудящиеся Германии одерживают историческую победу, образовав на части ее территории свободное демократическое государство (кульминация второй линии борьбы).
Следует заключение картины, посвященное сегодняшнему дню ФРГ. Здесь снова зреют гибельные идеи реванша, снова диктуют политику тс же л юли — крупные монополисты, выпущенные из тюрем военные преступники. Показывая все это, авторы говорят нам, говорят всему миру: смотрите, ведь это опять то, что уже дважды закончилось крахом, что дважды привело Германию к катастрофе. Неужели это опять окрепнет и разовьется, неужели мир снова будет ввергнут в еще более страшную пропасть войны?. .
Но нет: это не должно повториться! Па символическом изображении бескрайнего поля п смело, свободно шагающего по нему человека, на кадрах медленно вращающегося земного шара звучат страстные заключительные слова диктора, прямо обращенные к нам. зрителям— свидетелям и участникам всего того, что только что прошло на экране. «Вот лежит страна, — слышим мы, — у вас на глазах она прожила пол столетия. По ней идет человек. Он преобразует мир. Преобразует его согласно своим желаниям и потребностям. Он сокращает зоны войны. Он расширяет зоны мира. II наступит счастливый день, когда они охватят весь мир. Для тебя, познавшего в страданиях истину, стремящегося к миру в единстве со всеми народами земного шара, — мет ничего недостижимого».
Так завершается эта историческая драма немецкого народа, образно и убедительно рассказанная нам А. и Э. Торндайками. Яркость публицистического пафоса, страстность, впечатляемость их повествования достигнуты многими средствами. Но важнейшим среди них было точное следование правде действительности, отображение этой действительности в конфликтных столкновениях, противоречиях, борьбе. В этом фильме конфликт— нечто гораздо большее, нежели формальный прием или даже способ организации материала. Он становится в руках документалистов могущественным средством остро партийного, политического в й д е н и я ж и з- н и и действенным художественны м м е т о д о м ее отображения. Происходит это без всякого насилия над содержанием отобранных кинодокументов, естественно и органично для самих художников. Именно такое понимание и отражение на экране процессов жизни как раз и привело талантливых немецких режиссеров к большой, принципиальной победе.
Аналогичным образом (и притом задолго до фильмов
Давай, скажи всё что ты думаеш!