Конфликт

На этом заканчивается большая тематическая часть фильма, рассказывающая, как мы подробно проследили, о первом жестоком уроке, полученном германскими ми­литаристскими кругами. Далее говорится о том, как после разгрома революции в Германии реваншисты стали готовить новую войну, как была выдвинута ими фигура Гитлера. В новой аранжировке, в еще более напряжен­ном драматическом звучании разрабатываются те же темы: борьба за прибыли, з& власть, угнетение и эксплуа­тация народа, подавление свобод, безудержная гонка вооружения. Все это очень похоже на прежнее, но только еще более мрачно, освещено еще более зловещим светом.

Как и в третьей, заключительном части картины, пока­зывающей милитаризацию современной Западной Гер­мании, авторы широко пользуются здесь приемом срав­нения (наплывы па старые фотографии, повороты кадра, шторки, монтажные сопоставления). Это . дает возмож­ность наглядно видеть, как повторяется в новых оттен­ках то, что уже было раньше и увело немецкий народ в глубокий тупик истории.

Выявив на различных этапах важнейшие конфликт­ные линии фильма, режиссеры поддодят наконец к куль­минации. В соответствии с правдой жизни она происхо­дит одновременно для двух направлений конфликта: в исходе второй мировой войны немецкий милитаризм терпит еще одно жестокое поражение (кульминация пер­вой линии) и трудящиеся Германии одерживают истори­ческую победу, образовав на части ее территории свобод­ное демократическое государство (кульминация второй линии борьбы).

Следует заключение картины, посвященное сегодняш­нему дню ФРГ. Здесь снова зреют гибельные идеи ре­ванша, снова диктуют политику тс же л юли — крупные монополисты, выпущенные из тюрем военные преступ­ники. Показывая все это, авторы говорят нам, говорят всему миру: смотрите, ведь это опять то, что уже дважды закончилось крахом, что дважды привело Германию к катастрофе. Неужели это опять окрепнет и разовьется, неужели мир снова будет ввергнут в еще более страш­ную пропасть войны?. .

Но нет: это не должно повториться! Па символи­ческом изображении бескрайнего поля п смело, свободно шагающего по нему человека, на кадрах медленно вра­щающегося земного шара звучат страстные заключи­тельные слова диктора, прямо обращенные к нам. зри­телям— свидетелям и участникам всего того, что только что прошло на экране. «Вот лежит страна, — слышим мы, — у вас на глазах она прожила пол столетия. По ней идет человек. Он преобразует мир. Преобразует его со­гласно своим желаниям и потребностям. Он сокращает зоны войны. Он расширяет зоны мира. II наступит сча­стливый день, когда они охватят весь мир. Для тебя, по­знавшего в страданиях истину, стремящегося к миру в единстве со всеми народами земного шара, — мет ни­чего недостижимого».

Так завершается эта историческая драма немецкого народа, образно и убедительно рассказанная нам А. и Э. Торндайками. Яркость публицистического пафоса, страстность, впечатляемость их повествования достиг­нуты многими средствами. Но важнейшим среди них было точное следование правде действительности, ото­бражение этой действительности в конфликтных стол­кновениях, противоречиях, борьбе. В этом фильме кон­фликт— нечто гораздо большее, нежели формальный прием или даже способ организации материала. Он ста­новится в руках документалистов могущественным сред­ством остро партийного, политического в й д е н и я ж и з- н и и действенным художественны м м е т о д о м ее отображения. Происходит это без всякого насилия над содержанием отобранных кинодокументов, естественно и органично для самих художников. Именно такое пони­мание и отражение на экране процессов жизни как раз и привело талантливых немецких режиссеров к большой, принципиальной победе.

Аналогичным образом (и притом задолго до фильмов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!