Конфликт

Жизнь разливается в противоречиях и борьбе. Иными словами, она конфликтна.

Конфликтным может явиться и отображающее дейст­вительность произведение кинопублицистики.

Говоря о конфликте как основе построения докумен­тального фильма (в тех случаях, когда он действительно является такой основой), следует прежде всего отграни­чить его от драматического конфликта, свойст­венного произведениям литературы, театральной пьесе и сценарию актерского фильма. Развитие последнего тесно связано с построением вымышленного художествен­ного сюжета и, как правило, с углубленным раскрытием характеров героев. Драматический конфликт имеет обычно завязку, нарастание борьбы, перипетии, кульми­нацию и, наконец, развязку.

1 Это верно в принципе и применительно к немому кино — достаточно вспомнить, например, какую огромную роль играла над­пись в фильмах Вертова. Вместе с тем следует заметить, что в от­дельных случаях поэтические картины жизни могут быть созданы в документальном кинематографе и чисто изобразительными сред­ствами. Подтверждением этого служит, в частности, ранний фильм Ивенса «Дождь» (1929), где, кроме вступительных титров, нет ни одной надписи. В этом импрессионистическом произведении человек, однако, почти не участвует.

Эта схема в ее общем виде может быть при­емлемой и при характеристике конфликта, положен­ного в основу документального фильма. В сущности, она обобщает характерные особенности процесса развития самой жизни. Однако (выявление конфликтного начала, связанного с проникновением в психологию людей, пред­ставляет для кинопублициста весьма трудную, нередко неразрешимую задачу. Документальный фильм —не драма, в нем нет детализированного изображения чело­веческих страстей и противоборства характеров. В от­дельных случаях, когда художник находится в «полном единстве» с действительностью, стремится, говоря в ши­роком эстетическом плане, подчеркнуть не драматиче­ское, а гармоничное начало жизни, в нем вообще не показываются контрастирующие явления.

Вместе с тем в своей особой форме конфликт как изо­бражение борьбы противостоящих сил, общественных или личных интересов присутствует — или, точнее, может присутствовать—и в произведениях кинопублицистики.

Наиболее распространенным видом такого конфликта является показ борьбы людей, поставивших перед собой ту или иную цель, с трудностями и препятствиями, кото­рые при этом возникают перед ними. По большей части это противоборство человека с природой, со стихийными силами земли; реже и обычно менее выразительно — преодоление различных трудностей производственно-тех­нического характера. Особое место занимает съемка от­крытых вооруженных столкновений, войны.

Рассмотрим в качестве примера принципиальную схему построения фильма режиссеров О. Подгорецкой и М. Большинцова «Днепрогэс».

После краткого вступления, знакомящего зрителя с будущими героями картины и одновременно показы­вающего, сколь сложные задачи им предстоит решить, авторы последовательно развертывают историю восста­новления электростанции, запечатленную на пленке с по­мощью метода длительного кинонаблюдения. Конечно, мы видим далеко не все: на экране проходят лишь важ­нейшие этапы этой титанической работы. Но они ото­браны так тщательно и умело, что создают обобщенное образное представление о событиях в целом.

В соответствии с тем, что было в действительности, рассказ о восстановлении Днепрогэса развивается по ли-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!