Конфликт
Жизнь разливается в противоречиях и борьбе. Иными словами, она конфликтна.
Конфликтным может явиться и отображающее действительность произведение кинопублицистики.
Говоря о конфликте как основе построения документального фильма (в тех случаях, когда он действительно является такой основой), следует прежде всего отграничить его от драматического конфликта, свойственного произведениям литературы, театральной пьесе и сценарию актерского фильма. Развитие последнего тесно связано с построением вымышленного художественного сюжета и, как правило, с углубленным раскрытием характеров героев. Драматический конфликт имеет обычно завязку, нарастание борьбы, перипетии, кульминацию и, наконец, развязку.
1 Это верно в принципе и применительно к немому кино — достаточно вспомнить, например, какую огромную роль играла надпись в фильмах Вертова. Вместе с тем следует заметить, что в отдельных случаях поэтические картины жизни могут быть созданы в документальном кинематографе и чисто изобразительными средствами. Подтверждением этого служит, в частности, ранний фильм Ивенса «Дождь» (1929), где, кроме вступительных титров, нет ни одной надписи. В этом импрессионистическом произведении человек, однако, почти не участвует.
Эта схема в ее общем виде может быть приемлемой и при характеристике конфликта, положенного в основу документального фильма. В сущности, она обобщает характерные особенности процесса развития самой жизни. Однако (выявление конфликтного начала, связанного с проникновением в психологию людей, представляет для кинопублициста весьма трудную, нередко неразрешимую задачу. Документальный фильм —не драма, в нем нет детализированного изображения человеческих страстей и противоборства характеров. В отдельных случаях, когда художник находится в «полном единстве» с действительностью, стремится, говоря в широком эстетическом плане, подчеркнуть не драматическое, а гармоничное начало жизни, в нем вообще не показываются контрастирующие явления.
Вместе с тем в своей особой форме конфликт как изображение борьбы противостоящих сил, общественных или личных интересов присутствует — или, точнее, может присутствовать—и в произведениях кинопублицистики.
Наиболее распространенным видом такого конфликта является показ борьбы людей, поставивших перед собой ту или иную цель, с трудностями и препятствиями, которые при этом возникают перед ними. По большей части это противоборство человека с природой, со стихийными силами земли; реже и обычно менее выразительно — преодоление различных трудностей производственно-технического характера. Особое место занимает съемка открытых вооруженных столкновений, войны.
Рассмотрим в качестве примера принципиальную схему построения фильма режиссеров О. Подгорецкой и М. Большинцова «Днепрогэс».
После краткого вступления, знакомящего зрителя с будущими героями картины и одновременно показывающего, сколь сложные задачи им предстоит решить, авторы последовательно развертывают историю восстановления электростанции, запечатленную на пленке с помощью метода длительного кинонаблюдения. Конечно, мы видим далеко не все: на экране проходят лишь важнейшие этапы этой титанической работы. Но они отобраны так тщательно и умело, что создают обобщенное образное представление о событиях в целом.
В соответствии с тем, что было в действительности, рассказ о восстановлении Днепрогэса развивается по ли-
Давай, скажи всё что ты думаеш!