Комментарии

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Статья написана в 1924 г. и опубликована в «Киногазете», 1924, № 48 (64), с. 2, по тексту которой печатается. Автограф статьи под названием «Наш путь», несколько отличающийся от опубликованной статьи, хранится в ЦГАЛИ (ф. 2679, оп. 1, ед. хр. 255, лл. 7—12).

Статья представляется одной из важнейших для понимания позиции Кулешова в те годы по вопросу соотношения формы и содержания. Она во многом отличалась от позиции большинства теоретиков. На это указывается и в подзаголовке — «дискуссионно». Кулешов прежде всего подчеркивает, что революция поставила перед художниками «гигантские масштабы и гигантские темы». Но для разрешения этих тем необходимо овладеть мастерством, ибо новое содержание требует и новой формы воплощения. Перегиб в сторону формальных по-

 

 

Комментарий 235

 

исков — явление временное и, как считает Кулешов, на данном этапе неизбежное.

Важным представляется и то, что в этой статье Кулешов предупреждает об опасности чрезмерного увлечения формальными поисками, которое грозит, как он пишет, «страшной болезнью западной современности — эстетизмом».

Кулешов первым предостерегает о возможности появления эстетизма и в нашем киноискусстве. На первый взгляд это может показаться противоречием автора — придающий столь важное значение форме, он вдруг говорит об опасности почитания кино за искусство.

Это становится понятным, если учесть, что главное значение Кулешов придавал связи кино с жизнью и видел проблему гибели западного искусства именно в отсутствии больших социальных тем.

...он демонстрирует... немощную слизь под названием «Америка».— Фильм «Америка» поставлен Гриффитом в 1924 г.

...и шедшие у нас фильмы... «Раскольников».— Фильм режиссера Вине (1923) — экранизация романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

И у нас выпущена «Аэлита»...— Фильм режиссера Я. Протазанова (1924).

 

 

5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

КИНОФОТОСЬЕМКИ,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ,

ПРОСМОТРЫ И НАБЛЮДЕНИЯ

 

Публикуется впервые по машинописному тексту, хранящемуся в ЦГАЛИ (ф. 2679, оп. 1, ед. хр. 250, л. 23—24). Курс, который точнее было бы назвать программой занятий, был написан весной

1921 г., когда Кулешов проводил монтажные эксперименты и одновременно занимался дома с группой учеников.

 

 

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ

В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ   ШКОЛАХ

 

Статья публикуется впервые по автографу, хранящемуся в ЦГАЛИ (ф. 2679, оп. 1, ед. хр. 248, л. 13—24).

Точная дата, когда была написана статья, неизвестна. В статье ведется полемика с методом воспитания актера, введенным режиссером В. Р. Гардиным, который в 1920—1921 гг. руководил занятиями в 1-й Государственной школе кинематографии. Сам Гардин подробно описывает этот метод в книге «Воспоминания» (т. 1. М., 1949, с. 196). По предложению Гардина, в организованной им летом 1920 г. мастерской постановщиков обучались одновременно и «натурщики». Мастерская была разбита на группы, и с каждой группой натурщиков занимался один из учеников-постановщиков. Основой преподавательского метода было объявлено «переживание», которое, по мнению Гардина, выражалось только на лице, а в кино — на «крупном плане». Для занятий Гардиным была изобретена специальная ширма с рамкой, за которую становился натурщик и выполнял задания постановщика. При этом абсолютно исключалась общая пластика актерской игры.

Занятия с рамками велись до весны 1921 г. Одним из учеников-постановщиков был В. И. Пудовкин, перешедший после ухода Гардина из школы в мастерскую Кулешова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!