Комментарии
В ответ на статью К. И. Фельдмана о фильме «Кабинет доктора Калигари», опубликованную в «Кино» (1922, № 4), где автор высоко оценивал эту картину немецкого режиссера Р. Вине, поставленную в 1919 г., редакция журнала провела дискуссию, в которой приняли участие такие деятели кино и театра, как А. Д. Анощенко, Г. М. Болтянский, Л. В. Кулешов, А. Я. Таиров, В. К. Туркин и другие. Большинство выступавших оценили картину как неудачную в идеологическом и художественном отношении. В № 1 за 1923 г. опубликована подборка статей, явившихся результатом этого диспута, в том числе и статья Кулешова.
Вот почему не прав т. Стржигоцкий...— В журнале «Кино» (1922, № 4, с. 2) была напечатана статья критика Стржигоцкого «Что такое кинематографический монтаж?», в конце которой автор резко выступал против монтажных экспериментов по созданию творимой земной поверхности и творимого человека, утверждая, что это ничего не дает для теории монтажа.
Свое отрицательное отношение к картине я, однако, не распространяю на натурщика (вернее, актера) Конрада Вейдта...— Вейдт (Фейдт), Конрад (1893—1943) — немецкий актер театра и кино. Его творчеству Кулешов посвятил специальную статью, публикуемую в этом сборнике.
Л. В. Кулешов. Статьи. Материалы 234
КОНРАД ВЕЙДТ
Статья была написана в 1923 г. и опубликована в «Киногазете» (1923, № 7 от 23 октября, с. 1), по тексту которой и печатается. В этом же номере «Киногазеты» творчеству Конрада Вейдта было посвящено несколько материалов, в том числе статьи Вл. Ерофеева и Вал. Туркина.
Убогий Гарри Пиль... шестипу-довая матрона Миа Май...— Пиль, Гарри (1892—1963) — немецкий актер и режиссер, постановщик приключенческих и детективных фильмов; Май, Миа — немецкая актриса.
Лучшие из людей — Бассерман, Пауль Вегенер. Бассерман, Альберт Эуген (1867—1952) — немецкий актер, работавший, как и Вейдт, в труппе режиссера М. Рейнгардта. Вегенер, Пауль (1874—1948) — немецкий актер и режиссер, учившийся у М. Рейнгардта, постановщик фильма «Голем».
...по каким они образовывались около Вертинского...— Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957) — артист эстрады, поэт, композитор, снимался в кино.
Образы Нельсона, сомнамбулы из «.Калигарш, князя из «Индийской гробницы», наконец, Цезаря Борд-жиа…- Роли, сыгранные Конрадом Вейдтом в фильмах «Леди Гамильтон» (1922, режиссер Р. Освальд), «Кабинет доктора Ка-лигари», «Индийская гробница» (1921, режиссер Джоэ Май), «Лукреция Борджиа» (1922, режиссер Р. Освальд).
...имя которой для нас так же дорого и значительно, как имена Мэри Пикфорд... режиссера Гриффита...
Пикфорд, Мэри (настоящая фамилия Глэдис Смит, родилась в 1893 г.) — одна из наиболее популярных американских актрис в 10—20-е гг.
Гриффит, Дэвид Уарк (1875— 1948) — один из крупнейших режиссеров американского кино.
НАШ БЫТ И АМЕРИКАНИЗМ
(По поводу статьи Топоркова)
Статья написана в 1924 г. и опубликована в «Киногазете» (1924, 23 апр., с. 1), по тексту которой и печатается.
В № 16(32) «Киногазеты» (1924, 15 апр.) была опубликована статья А. Топоркова «Американская фильма и американский быт», в которой автор утверждал, что у американской кинематографии «можно и должно учиться, ее удачными опытами надлежит воспользоваться в полной мере, чтобы вторично не открывать Америки». В конце статьи автор призывал «показать наш быт, нашу молодую энергию в наших условиях».
ПРЯМОЙ ПУТЬ
Давай, скажи всё что ты думаеш!