Комментарии

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Первая статья сборника, «Искусство ли кинематограф?», во многом перекликается со статьей Кулешова «Искусство светотвор-чества» (1918). Он развивает тезис о том, что каждое искусство обладает своими специфическими средствами художественной выразительности. Кулешов подчеркивает беспредметность тогдашних споров по вопросу, является ли кинематограф искусством. Для самого Кулешова наибольший интерес представляет исследование специфической природы экранного искусства. Поэтому в качестве основной статьи сборника он выделяет следующую, под названием «Теория монтажа и американизм», где исследует причины зрительского успеха фильмов, сделанных со знанием законов монтажа. В третьей статье сборника — «Практические работы над монтажом и наблюдения» — Кулешов исследует роль монтажа во время съемок. Необходимо отметить, что именно здесь Л. В. Кулешов впервые на примерах так называемого «монтажного танца» и «творимой земной поверхности» теоретически обосновал свои монтажные эксперименты, осуществленные на практике лишь через год, весной 1921 г.

Большой исторический и теоретический интерес представляет и

следующая статья «Натура, вещь и натурщик». В ней Кулешов подробно высказывает свои взгляды на актерскую игру в кино. Кулешов считал, что основным материалом кино является «жизнь во всех ее проявлениях», подлинная реальность, киноизображение которой режиссер посредством монтажа и других кинематографических приемов претворяет в искусство. Кулешов отрицал в кино старый тип актера, пользовавшегося театральными приемами игры. Он выдвигает новый гип актера, который, по его мнению, отвечает специфическим особенностям киноискусства. Кулешов называл его натурщиком, исходя из понятия «натура», г. е. природа, реальность.

Стиль актерского исполнения натурщика, по его мнению, должен быть «натуральным», он должен пользоваться новыми методами, которым его необходимо обучить.

Наиболее приемлемой для воспитания натурщика Кулешов считал в тог момент систему французского педагога Дельсарта, с которой он познакомился вероятнее всего с помощью С. М. Волконского, автора книги «Выразительный человек» (Спб., 1913 г.), где излагалась эта система. С. М. Волконский преподавал актерское мастерство в киношколе в 1919— 1920 гг.

В данной работе Кулешов упоминает о системе Дельсарта лишь вкратце, более подробно он останавливается на ней в дальнейших своих работах, публикуемых в этом сборнике («Что надо делать в кинематографических школах» и др.).

Утверждая реальность единственным объектом съемки, Кулешов придает большое значение деталям и даже приходит к заключению, которое сейчас кажется слишком категоричным: вещь и

 

 

Комментарий 231

 

натурщик равноценны для создания кинокадра. Через сорок лет эту же мысль высказал 3. Кра-кауэр в книге «Природа фильма», который рассматривал актера как «вещь среди вещей». Для раннего кинематографа, где главное место отводилось актеру театральному, где художественное оформление играло второстепенную роль, такой взгляд казался, как пишет Кулешов, даже «опасным». Но дальнейшая практика кинематографа доказала правоту Кулешова — можно привести множество примеров из истории кино, когда деталь несет не меньшую смысловую нагрузку, чем актер. От актера Кулешов переходит к роли сценария в фильме. Интересно, что если в статье 1917 г. «О сценариях» он выдвигает лишь идею создания «нотного» (режиссерского) сценария и в общем придает сценарию второстепенное значение, выдвигая на первый план кинематографичность произведения, то в статье «Литература в кинематографе (О сценарии)» он пишет: «Ясно, что для кинематографических постановок должны писаться специальные оригинальные сценарии».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!