Комментарии

Своеобразие взглядов Кулешова становится очевидным при сравнении его статьи с высказываниями других кинематографистов — его современников. Так, например, в том же номере «Киногазеты» была опубликована статья критика Вас. Лебедева «Проблема кинотворчества, в которой автор утверждал, что «творчество экрана — меньшой брат творчества рампы». Такова была точка зрения большинства авторов. Для Кулешова же главным было постижение собственных законов киноискусства. Он подчеркивает, что монтаж основное, но не единственное выразительное средство кино, что живопись, музыка, актерская игра должны в кино строиться по иным законам, нежели в театре.

В этой статье Кулешов впервые высказывается и о законах актерской игры в кинематографе. Правда, его вывод о том, что в кино монтаж как бы оттесняет актера на второй план, был спорным даже для того времени. Видимо, категоричность этого высказывания была вызвана не столько его убежденностью в этом (вся практика Кулешовского творчества доказывает обратное), сколько полемичностью его тогдашнего настроения и желанием во что бы то ни стало доказать всесильность монтажа.

Впервые высказанная в данной статье мысль об особой выразительности актерской игры в кино впоследствии была развита Кулешовым в его теоретических статьях и в процессе занятий с актерами его мастерской.

 

 

3. ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАТЬИ

 

Знамя кинематографии

 

Работа из 6 статей, написанных в 1920 г. Публикуется впервые по автографу, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 2679, оп. 1, ед. хр. 249 л. 1—50. Точных данных о том, при каких обстоятельствах была написана работа, не сохранилось. Кулешов в теоретических статьях часто в качестве примеров приводил отрывки из своих фильмов. В тексте сборника никак Не упоминается такая важная работа в кино, как. фильм «На Красном фронте», снятый летом 1920 г. Есть лишь ссылки на более ранние его работы в кино (фильм «Проект инженера Прайта», 1918 г., например). Все это дает возможность предположить, что сборник был написан, вероятнее всего, весной 1920 г., когда Кулешов готовил к переэкзаменовке группу студентов киношколы. Кроме того, известно, что примерно в это же время он прочитал лекцию в киносекции Моссовета по проблемам, которые он исследовал в сборнике «Знамя кинематографии».

Сейчас трудно установить, по каким причинам Кулешову не удалось в те годы напечатать сборник целиком. В 1922 г. в журнале «Кино-фот» были опубликованы с очень незначительными изменениями лишь две статьи из сборника, каждая из которых имела подзаголовок: «Из книги о кинематографии Кулешова»: статья «Теория мота-

 

 

Л.В. Кулешов. Статьи. Материалы 230

 

жа и американизм» под названием «Американщина» («Кино-фот», № 1, с. 14—15) и «Практические работы над монтажом и наблюдения» — под названием «Монтаж» («Кино-фот», № 3, с. 11—12). Рукопись сборника состоит из 6 глав: «Искусство ли кинематограф? (Статья вместо предисловия)», «Теория монтажа и американизм», «Практические работы над монтажом и наблюдения», «Натура, вещь и натурщик», «Литература в кинематографе. О сценарии», «Статья вместо заключения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!