Комментарии
I. ПРИХОД В КИНО
О ЗАДАЧАХ ХУДОЖНИКА В КИНЕМАТОГРАФЕ
ЗАДАЧИ ХУДОЖНИКА В КИНЕМАТОГРАФЕ
Обе статьи, фактически представляющие одно целое, написаны в 1917 г. и опубликованы в журнале «Вестник кинематографии» («О задачах художника в кинематографе» — 1917, № 126, с. 15— 16, «Задачи художника в кинематографе» — 1917, № 127, с. 37— 38), по тексту которого и печатаются. Авторский подлинник не сохранился.
Это первое теоретическое выступление Л. Кулешова в печати. К моменту написания статей Кулешов имел достаточный опыт работы в качестве художника-декоратора на кинофабрике акционерного общества «А. Ханжонков и Кo», одной из крупнейших фирм того времени по производству и прокату фильмов.
Основываясь на своих наблюдениях практики тогдашнего кинематографа, Кулешов размышляет о месте и роли художника в кино, пытается осмыслить специфику его работы, в отличие от работы театрального художника или живописца. Рассматривая кинематограф как самостоятельное искусство, в котором, в силу его специфики, изобразительному решению должно придаваться повышенное значение, Кулешов отводит особое, более значительное, чем было принято до тех пор, место художнику в процессе работы над фильмом.
Многие требования Кулешова и данные им практические советы (как, например, требование профессионализма от самого художника, мысль о необходимости работать не только над декорациями, но и над костюмом, гримом и даже цветовым решением), кажущиеся сейчас аксиомой, были для своего времени новаторскими и имели принципиальное значение для овладения профессией кинематографического художника. Вместе с тем уже в первой статье Кулешов выдвигает тезис, который станет основным в его теоретических работах двадцатых годов и получит в них развитие: сущность кинематографического искусства в композиции, или монтаже, которому подчинено все в картине, в том числе и работа художника.
В послесловии от редакции (№ 127, с. 38 говорилось: «Не вполне соглашаясь с выводами автора статьи, чрезмерно умаляющего значение режиссера в процессе кинотворчества, редакция помещает статью ввиду ее безусловного интереса, как одну из редких у нас пока попыток определить значение художника в кино. Слишком беден пока Кино и количественно и качественно режиссерами. И не напрасно ли он ищет новых работников в среде талантливых режиссеров? Не правильнее ли будет их искать в среде художников, одаренных режиссерским талантом?»
На самом же деле, объявляя сущностью кинематографа монтаж, а режиссера — его творцом, Кулешов утверждает сразу же первенство режиссера. Но поскольку сам Кулешов пришел в кино как художник и его интересовала прежде всего изобразительная сторона кинематографа, то он приходит к выводу, что именно режиссер должен быть обязательно художником, то есть только имеющий особое видение, присущее художнику, режиссер может создать
Л. В. Кулешов. Статьи. Материалы 228
истинное произведение кинематографического искусства, сделанное со вкусом и богатой изобразительной культурой. Эта мысль получила дальнейшее развитие в книге «Знамя кинематографии», написанной в 1920 г.
Давай, скажи всё что ты думаеш!