Кинематограф Польши

Еще раз подтвердился факт, что самой зрелой художественно и идейно областью короткометражного кино остаются документальные фильмы, создаваемые на варшавской студии. Много писалось о том. что является сильной стороной этих фильмов: их связь с жизнью, умение серьезно говорить о серьезных вещах. В этих фильмах удалось соединить великолепное наблюдение современного человека, ргд жестов, выражения его лица с определенными обобщениями, далекими от пустой риторичности, с обобщениями, которые собственно даже не формулируются, а рождаются

Iй самом сознании зрителя.

Вот, например, фильмчрепортаж Казимежа Карабаша ^Первый шаг», рассказывающий о первом контакте ребенка

с музыкой. Из почти незаметных -жестов, отдельных слоь неумелых попыток удалось создать фильм, рассказываю^^* об очень важном! — о настойчивости человека, пранИКа10ж щего в новый, еще неизвестный ему мир, а также о его первых победах. Так и фильм «Плывут плоты» 'В. Шлесиа^, кого, задуманный сначала как новая версия «Рассказа о Луизиане» Р. Флаэрти, благодаря умению режиссера обнаружить в будничной жизни деревенского парня проявления лиризма, как будто и невидимого, сумел рассказать тоже об очень важном — о созревании человеческой личности. Даже ярко публицистический фильм «Говорит Земля» Роберта Стан до остается все 1же в кругу эстетики фильмов Карабаша и Шлесицкого.

При этом важно подчеркнуть следующее. Если бы речь зашла о каком-то общем определении художественных принципов в фильмах варшавской студии, то его было бы сформулировать очень трудно. На студии, к счастью, какой-то единой эстетической схемы нет. Пример тому — «Ночь» Т. Мак арчинского, небольшой поэтический этюд, находящийся в положении прямо противоположном тенденциям,

о которых писалось выше. Здесь вместо наблюдения — обдуманная инсценировка; вместо спокойствия и сдержанности— обращение к самым острым средствам выразительности; вместо размышления — попытка потрясти нервную систему зрителя. Всех тех, кто восхищен успехами польских документальных фильмов, фильм Макарчинского, быть может, удивляет или даже шокирует. Но я думаю, что именно тот факт, что на студии не фетишизируют какого-то одного направления, как раз и является необходимым условием развития польского короткометражного кино.

■«Film», 1962, № 28-29.

Перевод В. Иванова

Александр Яцкевич Мунк-документалист

Первой самостоятельной работой Анджея Мунка была его дипломная картина «Искусство молодых». По оконча" нии Лодзинской госкиношколы Мунк поступает на Сту" дию документальных фильмов, где он проработал пять

L т (1950—1955). Монтажный фильм «Все началось в Испании» профессиональный дебют режиссера. Затем,

I 1951 году, следует пропагандистский фильм «Нау-Еу_ближе к жизни». Мунку всегда были близки акральные политические, идеологические проблемы: его интересует творчество 'молодых артистов («Искусство молодых», школьный этюд), история революционной борьбы в Испании, положение науки в народной Польше. Название последнего фильма звучит как лозунг. Таким и был фильм «Науку—-ближе к жизни». Он представлял зрителям успехи польской науки, которая до войны влачила жалкое существование; теперь наука служит народному государству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!