Кинематограф Польши

—    Я должен защитить наш художественный кинематограф. Ведь мы находимся в более выгодном положении: мы сами авторы своих фильмов. Нам необходима наблюдательность, знание жизни, остр-ота видения, впечатлительность. Мы не зависим от литературы и драматургии, от специальных литературных сценариев. У литературы и художественного кинематографа общие трудности. Документалисты не занимаются психологической проблематикой, а показывают как бы внешнюю сторону событий. Если, несмотря ни на что, документальному фильму удается проникнуть в глубь фактов, ну что ж, тогда, как говорится,— наша взяла!

Но ни в коем случае нельзя противопоставить успехи документального кино трудностям художественного. Это было бы демагогией.

Интервьюировал Станислав Яницкий.

«Nowa Kultura», 1961, № 6.

Перевод В. Голове кото

Александр Яцкевич

„Польская школа" документального кино

В противоположность художественному кинематографу наше современное документальное кино родилось во время ■войны и оккупации, и те факты, от изображения которых художественное кино должно было на время отказаться, находили с самого начала свое отражение в документальном фильме: война, особенно на советско-германском фронте, варшавское восстание. То, что не удалось непосредственно отобразить в период войны, документальное кино показало сразу же в послевоенные годы и показывает сей

час, монтируя зарубежные документальные Материалы. Д затем оно стало скрупулезным и заинтересованным хроникером нашей современной жизни.

В кинохронике и документальных фильмах мы имеем возможность познакомиться со всей историей современной Польши — не только с крупными историческими событиями, но и с будничной жизнью нашего народа. Даже в то время, когда наш художественный кинематограф еле дышал, обремененный непосильной задачей изображения «всей полноты жизни», ничего общего не имевшей с искусством, документальное кино все же говорило правду о нашей жизни.

«Черная серия», появившаяся во второй половине 50-х годов, подвергавшаяся нападкам за односторонний критицизм, быть может, слишком горячо, как это вообще присуще молодости, взялась за искупление всех грехов нашего искусства прошедшего периода. Она стала (пусть и не очень счастливым) началом замечательного расцвета польского документального кино. На Варшавскую студию документальных фильмов в это время пришли молодые талантливые кинематографисты — выпускники Лодзинской киношколы и московского ВГИКа. Художественное руководство их деятельностью было поручено Ежи Боссаку, имя которого в 'будущем учебнике истории нашего кино должно стоять на одном из первых мест как имя создателя «польской школы» документального кино. Его имя редко появляется в титрах выпускаемых студией фильмов, -но доля его участия есть в каждом из них. Этому имени обязано наше документальное кино своим успехом во всем мире. Пусть Боссак простит мне этот панегирик, но об этом нельзя было не сказать.

«Черная серия» открыла нам! художников совершенно зрелых, чувствующих и знающих страну и характеры людей, кинематографистов, каких в Польше еще не было. Задорные, иногда ошибающиеся, они отличались остротой видения и за что-то боролись. Не только за искусство. Это были молодые социалистические художники. Слишком страстные? Это не может быть недостатком. Важно только, чтобы такая авторская заинтересованность и смелость Шли в правильном направлении.

Когда окончились «черная серия» и период расчетов с Прошлым, я боялся, что ее обостренный критицизм не найдет себе места в период стабилизации, что острота творче-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!