Кинематограф Польши

Ф ильмы наступательные, преследующие конкретные, определенные цели, иногда большие, иногда малые. Примеры: «Город на островах» (об ошибках в строительстве Варшавы), «Параграф ноль» (о некоторых аспектах борьбы с проституцией), «Тише!» (проблема шума в большом городе), «Почему?» (о причинах дорожных катастроф), «Варшава 56» (о необходимости освободить жилые помещения, занятые учреждениями), «Поселок» (о проблеме местного самоуправления). Некоторые из этих фильмов подвергают критике учреждения, руководящие тем или иным участком общественной жизни, другие — само общество. Это фильмы, активно вмешивающиеся в жизнь, причем вмешательство документального фильма 'несравненно эффективнее, скажем, газетной статьи или ра-

диолередачи. Хороший документальный фильм оказывает магическое воздействие. Это аргумент в опоре и чаще всего аргумент решающий. Счастливый конец художественной денты — это поцелуй герое®. Для документалиста счастливый конец — положительный результат вмешательства. И таких «счастливых концов» у нас немало. Каждый из «их не только завоевывает доверие зрителей, но и — что тоже весьма важно — укрепляет веру самих документалистов в необходимость их работы.

Фильмы информационного характера — обычная регистрация фактов. Но и здесь большей частью авторы не ограничиваются информацией, они обращают внимание зрителей на те или иные факты нашей жизни. Поэтому даже такие картины должны отличаться точностью выразительных средств, своеобразием драматургии. Примеры: «С пятого на десятое» (о данных статистического ежегодника), «Варшава, но иначе» (о достижениях столичного строительства).

Фил ь'мы- летописи, сохраняющие для будущих поколений образ нашей страны. Фильм, показывающий деревню, на месте которой выросла Новая Гута, уже сегодня стал историческим и имеет очень большую ценность.

Вообще картины, рассказывающие о современной истории,—особо важная область документального творчества. Можно и нужно поставить художественный фильм о Сентябре, но он никогда не заменит абсолютно документального повествования о событиях того времени. Парадоксально, но факт, что люди, интересующиеся польско-немецкой войной 1939 года, располагали только двумя и притом гитлеровскими фильмами. Только недавно нам удалось собрать материалы," показывающие Сентябрь с польской стороны.

—    Говоря о документальных фильмах, нельзя пройти мимо вопроса о их прокате. До последнего времени считали, что эти фильмы не доходят до зрителей. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию?

—    Сделан большой шаг вперед. С момента принятия решения об увеличении продолжительности киносеансов Документальные фильмы (а не только хроника) появились на экранах. Их присоединяют к художественным картинам, составляют единую программу, и прокатчики обязаны показывать всю эту программу. Конечно, случаются и Нарушения этого правила.

—    Вы сказали, что документальные фильмы дают зрителям гораздо больше сведений о Польше, чем художественные. По-видимому, это утверждение можно расширить: документальному кино удается гораздо лучше, чем художественному, поднимать и атаковать наиболее волнующие проблемы нашей общественной жизни. Каковы причины этого?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!