Кинематограф Польши

Некоторые упрекают фильм в излишней стилизации, в старомодном экспрессионизме, в искажении «цыганской проблемы».

Критики отмечают также недостатки драматургической композиции: в картине, по существу» несколько финалов, а некоторые эпизоды чересчур затянуты.

Так случилось, что на Международном фестивале короткометражных фильмов в Кракове (июнь 1964 г.) демонстрировалась великолепная работа венгерского режиссера Сара о цыганах. Этот очень экономный по форме и остропублицистический по содержанию репортаж вызвал новую волну претензий по адресу фильма Шлесицкого.

Я отношусь к сторонникам этой работы молодого режиссера. Мне нравится оригинальность концепции и ее воплощение. К фильму Шлесицкого нельзя подходить с теми требованиями, которые мы предъявляем к «чистому документу». Это, скорее, баллада о цыганской доле, о примитивной культуре, о романтической душе и свободных нравах этих последних кочевников. Режиссер показывает группу цыган не как посторонний наблюдатель, репортер-социолог, а как бы изнутри, с позиций художника, стремящегося передать атмосферу жизни этих людей, набросать их портреты, приоткрыть некоторые стороны их характеров; чуть-чуть сентиментально и с огромной художественной заинтересованностью.

В то же время поэтика, выбранная режиссером, очень конкретна и не создает фальшивого мифа о цыганской вольнице. Фильм пронизан каким-то внутренним беспокойством, грустью, тоской этих людей по иной, лучшей жизни. И даже танцы и песни у костра или свадебные игры ничего не меняют.

Ну, и превосходный финал: моросящий дождь, дорога, вереница фургонов, прилипшие к стеклам грустные лица маленьких цыганят, во взгляде которых выражен весь трагизм судьбы этого бродячего народа.

Говорят, что фильм затянут. Возможно. Но мне кажется, что его изобразительное богатство и эмоциональное воздействие так велики, что не стоит ломать копья из-за нескольких лишних метров.

В конце концов, фильм Шлесицкого в своем настоящем виде стал заметным явлением нашего киноискусства, получил несколько премий, Пусть теперь скажут свое мнение зрители.

«Екгап». 1964, № 42.

Перевод В. Головского

Комментарии

БЖОЗОВСКИЙ ЯРОСЛАВ — режиссер и оператор документальных и научно-популярюых фильмов. Лучшие работы Ьжозовско-ро_I «Величка» (1946); «Праздник цветущей яблони» (1948); '«Варшава 56» (вместе с Е. Боссаком); «На далеком северном острове»

(1960);    «Место для лета» (1960).

БОССАК ЕЖИ — режиссер-документалист, художественный руководитель Студии документальных фильмов (Варшава) и творческого объединения «Камера», декан режиссерского факультета Госкиношко-лы в Лодзи, лауреат Государственной премил (1964 г.). Снял около сорока документальных фильмов. Последние годы работает над монтажными картинами о недавней истории Польши. Наиболее значительные фильмы Е. Боссака: «Битва за Колобжег», «Завещание Яра-ча», «Разгром Берлисна» (1945); «Наводнение» (1947); «<Мир победит войну» (1951); «Клянемся» (1953); «Возвращение в Старый город» (1954); ^«Варшава 56» (1956); «Сентябрь» («Так было»)

(1961);    «Реквием 500 тысячам» (1963).

БОРОВИК ВЛОДЗ-ИМЕЖ — режиссер-документалист. Дебютировал в 1953 г. фильмом «Препарат Т». Затем поставил фильмы «Скаль-ная земля» (1956) м «Параграф ноль» (1957); «Место на небе», «Покушение на Кутшеру» (1957); «Свадьба на Буковине» (1958); «Варшавское воскресенье» (1960); «Врата снов» (1963).

ВЕБЕР КУРТ — оператор документальных и художественных фтльмов. Работа Вебера в документальном кино неоднократно отмечалась -премиями международных кинофестивалей. Известны его фильмы: «Под одним небом» (1955); «Прогулка по Старому городу»

(1958); «Коридоры суда» (1960); «Больница» (1962).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!