Кинематограф Польши
С точки зрения формы «Плывут плоты» — пример художественной последовательности, богатства выразительных средств и одновременно — умения сознательного ограничения: ни слова комментария, но зато интересное музЬ1_ кально-звуковое оформление; ни одного композиционно и пластически «красивого» кадра, но зато все кадры предельно выразительны; ни одной выдуманной сцены, ни грана фальшивой лирики — и волнующие образы людей, не только главного героя.
Я очень благодарен авторам за их скромность: они невидимы, они целиком спрятаны в своем произведении. Думаю, что это — лучшая похвала им.
«Film», 1962 № 17.
Перевод В. Голове кого
Кшиштоф Конколевский
Реквием 500 тысячам
Сила документального кино заключается, между прочим, и в том, что увиденные через многие годы кинокадры— помимо нас, помимо нашей воли — приводят в движение машу память: они вдруг вызывают воспоминания, прозрения.
Это удивительное волнение. В получасовом фильме Боссака и Казьмерчака «Реквием 500 тысячам»—об истреблении варшавского гетто — все начинается с переселения.
Сохранена какая-то особая хронология трагических событий: сначала (переселение под дулами фашистов, идут толпы людей с мешками. Это был первый этап пути туда, откуда уже никто не возвратился живым.
После движения, беспокойства фильм показывает состояние внешнего покоя города, который вскоре будет уничтожен. Это иллюзия, подражание настоящей жизни, существующей за границами гетто. Мы видим удивительные вещи: обычное уличное движение заменено конными омнибусами, рикшами, вызывающими пробки на улицах. Невольничий труд, все ужасы мира, самые кошмарные эксперименты повторились здесь в небывало концентриро
ванной форме и с огромной силой. Гетто напоминает средневековый город во время чумы.
Потом ненадолго появляются признаки цивилизации: ^селезнородожные вагоны с буквами — DR (Deutsche Reichbahn). А вслед за тем — огнеметы. Библейское бедствие: город поражен огнем, среди дня наступает ночь, ужасная, экваториальная жара и — руины домов. Кинолента запечатлела все это, и не только это, а еще людей, о которых мы знаем, что никогда уже больше их не увидим. Они, когда их снимали, может быть, еще не знали этого. и то, что они не знали, а мы знаем, создает особое напряжение.
Только те, кто поднялся на борьбу, понимали: это борьба за право выбора, выбора вида смерти. Не с надеждой победить, а с желанием умереть в борьбе несколько тысяч людей выступили против армии, насчитывающей тогда девять с половиной миллионов солдат.
Советская Армия была далеко, ей еще предстояло 'пройти две тысячи километров. Западные союзники только через год высадили свои войска в Нормандии.
Были и другие. Они верили до конца, верили в свое спасение, ибо человеческое воображение не могло представить того, что их ждало... И сегодня, если бы не целлулоидная пленка, сохранившая жесты генерала СС и полиции в Варшаве Ганса Юргена Струпа, люди сказали бы, что этого не могло быть.
События минувшей войны не стали историей, их нельзя спокойно анализировать. Эта война живет в нас, она в настоящем. Может быть, здесь сказывается страх перед новой .войной. Протест против возможности третьей войны заставляет нас снова и снова возвращаться к минувшей войне, черпать из нее материал для нашего воображения...
[ «Film», 1963, Ne 22.
Перевод В. Голове кого
Ежи Гижицкий
Цыганская баллада
Интересный фильм Владислава Шлесицкого «Прежде чем опадут листья» отнюдь не вызывает однозначно положительной оценки. Более того он стал предметом диаметрально противоположных критических мнений.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Давай, скажи всё что ты думаеш!