Кинематограф Польши
«Польская школа» при всем разнообразии индивидуальностей художников, в нее входящих, характеризуется некоторыми общими принципами. Прежде всего это авторские фильмы, это фильмы короткие, с синхронно записанным звуком, с продуманной драмату ргической конструкцией. В отличие от многих французских и американских документалистов польские мастера тщательно отбирают материал для своих фильмов, их интересует не регистрация потока фактов, а конечная цель — познание явлений жизни, познание человека. И еще одна важная особенность: поляки очень часто не используют скрытую камеру, не гоняются за «жизнью врасплох», они «приучают» своих героев к камере, достигая максимума естественности и достоверности.
В этот краткий по необходимости обзор польской документалистики не вошли многие важные и интересные явле-
кия. Ничего не было сказано о монтажных фиЛъМах Босса-г KCLt 0 «производственном» цикле Яна Ломницкого, о фильмах Януша Кидавы, Дануты Халладин и др. Да это и не входило в задачу данного вступления.
Материалы польского раздела сборника дают определенное представление о методе, стиле, направлениях и отдельных творческих индивидуальностях польского «документа».
Особый интерес представляет интервью с Ежи Босса-ком, отцом «польской школы» документального кино. Участники дискуссии «Третье направление?» спорят о г взаимовлиянии художественного и документального кино. Раздел заключают короткие рецензии на некоторые примечательные польские документальные фильмы.
В. ГОЛО'ВСКОЙ
О польском документальном кино говорит Ежи Боссак
— Польское документальное кино имеет уже свой собственный стиль. Но оно появилось не на пустом месте. Многое связывало его, а может быть, и сейчас связывает С мировым документальным кино. Что вы на этот счет думаете?
— Несомненно, документальное кино не является нашим изобретением. До нас были Дзига Вертов, Виктор Турин, Джон Грирсон, Роберт Флаэрти и многие другие, как, например, Фрэнк Капра — создатель цикла фильмов
о второй мировой войне. Им принадлежат открытия, которые мы считаем своим основным капиталом и по мере возможности стараемся его приумножить. Это не значит, что мы принимаем классиков целиком и полностью, совершенно неюритично. Мы не можем, например, согласиться с выдающимся документалистом! Грирсоном, который толкал своих товарищей и учеников к чистой «зрительной информации», сознательно отказываясь от всяких творческих поисков. Для Грирсона кино — трибуна пропагандиста, инструмент непосредственной культурно-просветительной агитации. Наши поиски касаются не только интеллектуальной, но и эстетической сферы.
— Вы упомянули советское, английское и американское документальное кино, не вспомнив о довоенном польском. Вы сделали это. сознательно?
— Из довоенных наших «документов» заслуживают внимания лишь фильмы Форда (прежде всего «Дорога молодых»). Интересные эксперименты Темероонов и частично Ценкальского не связаны с документальным направлением.
Революционные советские ленты стали для нас главным источником вдохновения в 1944—1947 годах, когда основными темами наших фильмов были война, исторические катаклизмы, прославление коллективных усилий по
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Давай, скажи всё что ты думаеш!