Кинематограф Польши

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (1 голосов, средняя оценка: 2,00 из 5)
Загрузка...

Таково вступление. Весь остальной фильм — это галерея великолепно схваченных портретов (оператор Ежи Хлуский) жителей деревни, которые говорят прямо в камеру, зрителям о споре, разделившем деревню и приведшим к столь трагическим результатам. Крестьяне, ходившие за водой к источнику, топтали поле владельца. Он пытался навести порядок, потом запретил брать воду. Пошли в ход камни, палки, топоры. Пролилась кровь, кое-кто оказался за решеткой.

В этом споре нет нападающих и защищающихся; для этих людей сам повод ссоры ;не имеет, по существу, значения (крестьяне не хотят — жалуясь на бедность — уплатить за постройку колодцев).

В этом многолетнем споре каждая из сторон по-своему права. Но самое трагическое заключается в невозможности найти решение спора; в конце фильма, так как же как и в его начале, женщины идут четыре километра с ведрами *.

Лица людей часто более выразительны, чем слова. Ненависть вызывает отвращение, ожесточение крестьян пугает. Фильм — грустный, черный, но не такой, как кричащая публицистика «черной серии». «Источник» никого не оставит безразличным, хотя фильм ничего не решает и не дает никакого рецепта — он заставляет думать. Не об ис-сточнике, а о плохих сторонах человеческой натуры, об отсталости и темноте, сохранившейся еще до сих пор кое-где в деревне.

* Когда фильм ^ыл закончен, Яворский показал его жителям деревни, и они решили помириться; s то же время из Варшавы приехали геологи и агробу,рмли еще несколько источников в разных концах деревни. — Прим. ред.

На первый взгляд этот фильм может показаться бесстрастным описанием, и только. Но ведь для социолога или психолога да и для каждого зрителя в «Источнике» заключен ценнейший материал для размышлений. Такого рода воспроизведение, «обнародование» периферийных явлений действительности просто необходимо. Это позволяет документальному кино глубоко и активно вмешиваться в общественную жизнь.

«Film», 1963, № 8.

Перевод В. Головского

Лех Пияновский

Репортаж о плотогоне

С первых же минут просмотра фильма «Плывут плоты» (режиссер Владислав Шлесицкий, оператор Лешек Кжижанский) я понял, что имею дело с интересным произведением.

«Плывут плоты» — это репортаж о конкретном человеке. Герой фильма — юноша, влюбленный в природу, житель сказочно красивых Аугустовских озер. Он знает и любит все, что окружает его: ловит рыбу, кормит птиц. Он сам неотделим от природы. Эта близость к природе, ее красата показаны режиссером спокойно, без крикливого восторга.

Вторжение лесорубов в этот спокойный и тихий мир — потрясение не только для животных и птиц. С одной стороны — прекрасная первозданность природы, а с другой — нервная алчность людей, сваливающих огромные вековые деревья, уничтожающих все вокруг. Работа лесорубов— часть реального мира: деревья будут сплавлены к лесопилке.

Молодой герой фильма — плотогон — участвует в сплаве. Работа взрослит его. Нужно видеть, как он закуривает первую в своей жизни сигарету, как затем курение становится цепью привычных жестов. Вот юноша садится на велосипед и едет вместе со сплавщиками в город—и это тоже своего рода экзамен на зрелость. Все эти сцены — не просто актерство, но нечто гораздо большее. Это внимательное наблюдение переломных моментов в жизни молодого человека, фиксация тех моментов, которые опреде-

лйт его развитие в последующий годы, хотя сам он и не подозревает об этом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!