Кинематограф Польши

—    Молодые документалисты подчеркивают в разговорах, что вы оказываете им творческую помощь. В чем она заключается?

—    Этот вопрос надо задать им самим. Мне трудно на него ответить. Во всяком случае, я очень редко вмешиваюсь в съемочный процесс. Важнейшим представляется мне период написания режиссерского сценария, когда необходимо уяснить себе, что дает данная тема. Следует предвидеть разного рода неожиданности в развитии событий. У документалиста очень мало времени, и он должен заранее ясно представлять себе, что для него важно, а от чего следует отказаться. Двухчасовая телевизионная передача со стадиона может быть не только интересна, но и увлекательна. Попробуем, однако, снять ее на пленку, и мы наверняка заставим зрителя скучать. В телевидении решающую роль играет сознание зрителя, что он — участник событий, происходящих сейчас, сию минуту. Между тем документальное кино не только отчет, но и акт сознательного выбора, продуманной авторской композиции. К сожалению, телевидение плохо влияет на документали

стов. Сознательная композиция изображения и звука уступает место механической регистрации. Телевизионный метод «охоты на сиюминутные события» имеет очень мало общего с методом кинематографическим; кинематографист, если и занимается охотой, то охотой на заранее высмотреннего зверя. Телевизионный ме-тоД—тупик для документалистики. Другой тупик — «сю-жетизация», инсценировки, лишающие «документ» глав-ного — правды. Возвращаясь к заданному мне вопросу, я думаю, что в период написания сценария, а потом в период монтажа я помогаю некоторым моим товарищам находить средства, присущие документальному кино, отличающие его от механического телевизионного повествования и от искусно построенного художественного рассказа.

-— Может быть, в заключение — какой-нибудь вывод общего порядка?

— Такого вывода я ожидаю от теории, не занимающейся серьезно проблемами и опытом документального кино. Напомню, что документалистика родилась при возгласах и манифестах, предвещавших скорый конец художественного кинематографа. Вертов в Советском Союзе и Грирсон в Англии были убеждены, что документальное творчество окажется глубже в философском и интереснее в творческом отношении, нежели игровое кино. Им казалось, что игровое кино останется лишь как ярмарочное развлечение. А между тем художественный кинематограф развивался как в интеллектуальном, так и в артистическом плане. И помог ему в этом, в частности, «документ», который должен был занять его место. Вопрос, по существу, стоит следующим образом: влияние документального кино оказалось для игрового плодотворным, в то время как сюжетное кино пагубно влияет на документальное. Таким образом, в документализме я стою за чистоту жанра, а работников художественного кино горячо—хотя и без особого успеха— призываю использовать достижения документалистики. Может быть, здесь поможет теория? По правде говоря, я не очень верю в непосредственное влияние теории на творчество. Но я верю в силу интеллектуального движения, которое опосредованно влияет на художников. Иногда также и на художников кино...

Интервьюировала Кристина Гарбень.

«Film», 1964, № 31.

Перевод В. Годове кого

Лех Пияновский

Деревня неспокойная и невеселая

Документальный фильм Тадеуша Яворского «Источник» привлекает простотой замысла и страстной публицистичностью его воплощения.

Вот деревенька,- где женщинам приходится ходить «по воду» целых четыре километра. Вот неподалеку от деревни на поле одного из крестьян забил источник, и... начались несчастья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34


Онлайн игра история пазлов.
Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!