Кинематограф Польши

ВАНДА ВЕРТЕНШТЕЙН. Если мы видим в документальных фильмах серьезные шансы для дальнейшего развития художественной кинематографии, то нельзя говорить исключительно о художественном кино. Документалисты, работа которых рассматривается лишь как сырье, материал для будущих художественных фильмов, чувствуют себя обиженными. И естественно поэтому, что режиссеры, проработав несколько лет в «документе», стремятся перейти на студию художественных фильмов. Там они могут добиться большего — и это несмотря на многочисленные победы в работе над документальными фильмами. Другая, беспокоящая нас тенденция — некоторая «усталость» наших авторов: документальные фильмы в их нынешнем виде надоели. Мы оттачиваем форму, выпускаем хорошо выпеченные буханки хлеба, но ведь надо постоянно искать новые сорта муки для этого хлеба. А между тем многие режиссеры хотят перевестись из пекарни в... кондитерскую, то есть в художественную кинематографию.

АЛЕКСАНДР ЯЦКЕВИЧ. Нам казалось, что положение в документальном кино хорошее, однако и там, судя по сегодняшним выступлениям, есть серьезные основания для тревоги. Все же я верю в наших документалистов. Главное, они сознательно разорвали путы литературы.

В художественной кинематографии мы сейчас находимся на этаце псевдолитературного схематизма, ибо если

имеешь дело не с большой литературой, а с ее суррогатами, то это начинает вредить. В документальном же кино мы достигли той целостности вйдения, о которой говорил Брылль. И мне думается, что наше документальное кино созрело для того, чтобы обогатить форму художественного кинематографа. Пример тому — работы Карабаша. Отказавшись от литературы, снимая фильмы на основе познавательной прозы (например, публицистика Конко-левского), которая зачастую гораздо интереснее нынешней «средней», литературы, — на этом пути мы, может быть, найдем новый тип фильма, синтез искусства познания.

ЕЖИ БОССАК. Для того чтобы получить разрешение на творческий эксперимент, «адо сначала урегулировать экономические вопросы: ведь речь идет о возможности создать полнометражный фильм по тексту, написанному на одной страничке. А порукой успеха могут быть только знание, опыт наших режиссеров-документалистов. Ряд режиссеров интересуются этим проектом. Если бы удалась его осуществить, мы, возможно, имели бы новые перспективы достижения. Повторяю, однако, что такие произведения не могут подчиняться строгой административной организационной и экономической дисциплине, как нормальные художественные фильмы. Производственная машина наших студий мешает снимать такие фильмы, где все заранее запланировано.

Направление художественно-документальных фильмов прокладывает себе дорогу в ряде стран. Их еще не так много, но их значение для развития кинематографии нельзя измерять числом. Мы будем стараться, чтобы и в Польше появилось несколько художественных фильмов, снятых документальными методами.

«Film», 1963, № 22.

Перевод В. Голове кого

О методе

Беседа с Ежи Боссаком по случаю двадцатилетия польского документального кино

— Вас называют отцом «польской школы» документального кино. Не могли бы вы рассказать биографию нашего юбиляра?

ггь

,_ Польское документальное кино берет свое начало

в деятельности кииогруппы Костюшковской дивизии. После фронтового периода документалисты работали в Люблине, потом в Лодзи и, наконец, получили «постоянную прописку» в Варшаве. Дитя войны, оно имело трудное детство, но зато потом перед ним открылись широкие возможности развития.

—    А школа польского «документа»?

--Оставим проблемы «школы» теоретикам, а проблемы

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!