Кинематограф Польши

И здесь следует заметить, что судьбы польского «документа» являются исключительно судьбами кинематографии, тогда как художественный кинематограф тесно связан с польской литературой.

Перейду теперь к вопросу о творческом объединении «Камера», которое я возглавляю. По правде говоря, создавая это объединение, я думал, что смогу хотя бы время от времени, опираясь на режиссеров-документалистов, снимать картины, отличающиеся простым реалистическим сюжетом и документальными методами работы. Это мое намерение не получило одобрения. Возможно, это правильно, так как, по существу, создание таких произведений было бы экспериментом — и не только творческим, но и экономическим. Вот почему «Камера» занимается производствам исключительно художественных фильмов. И еще

одно: документально-художественный фильм должен обращаться к живым, а потому и острым, часто болезненным проблемам. Другими словами, это фильм, требующий смелости как от авторов, так и от руководства кинематографии.

Вернусь теперь к главной теме моего выступления —. документальному кино. Условия для его развития у нас самые благоприятные. Но меня беспокоит в последнее время отсутствие новых мыслей, предложений, отсутствие поисков как в тематическом, так и в изобразительном отношении. Сейчас преобладают; главным образом, фильмы, которые можно определить термином «социологическая разведка».

Тенденция интересная, заслуживающая всяческой поддержки. Но, к сожалению, во многих случаях притупляется острота видения, активному вмешательству авторы предпочитают описание. Кое-где появилось даже украшательство. Это тревожно.

КАЗИМЕЖ КАРАБАШ. Меня тоже беспокоит тенденция развития нашего «документа». Слишком много в ней случайных, банальных тем, слишком мало новаторства, смелости. Мы мало говорим о своей стране. Кроме того, наши фильмы часто поверхностны, описательны, они не волнуют. А ведь «емкость» десяти минут, которыми мы располагаем, очень велика.

Если говорить о влиянии «документа» на игровые фильмы, то я его у нас не заметил; художественные фильмы документалистов такие гладенькие, прилизанные, недостоверные, что смотреть тошно. Я считаю, что необходимо найти какую-то новую драматургическую форму, отбросить «литературу», сценарий с замкнутой конструкцией. Нужны эксперименты. Может быть, например, снимать фильм, исходя из нескольких узловых проблем, с тем чтобы «драматическая материя» формировалась прямо на съемочной площадке? Конечно, сценарист и режиссер должны предварительно точно знать, чего они хотят добиться. Мне кажется, что Рейс и Ричардсон близки к такому типу фильмов. Назову еще «Жить своей жизнью» Годара— суровый, экономный в изобразительных средствах «репортаж жизни». Я мечтаю найти такую новую гибкую формулу. Это зависит, однако, от появления сценаристов особого типа, не связанных с традиционным пониманием сценарного ремесла...

КШИШТОФ КОНКОЛЕВСКИЙ. Меня раздражает ход нашей дискуссии: отношение к документалистике лишь как к сырью для художественного фильма, для которого мы стараемся перелицевать, «подогнать по фигуре» достижения нашего «документа». Это отвлекает внимание от глубокого исследования действительности в документальном кино. Сегодняшний зритель понимает, что жизнь ярче, интереснее всяких выдумок, он теперь особенно ценит достоверность, правдивость в литературе и кино.

Телевидение же приучило зрителей к восприятию правдивой действительности в драматургически неупорядоченном виде. Потребность в документальных лентах открывает возможность поисков новых средств для того, чтобы пойти «в глубь» фактов. Поэтому мы должны думать не о внедрении в игровое кино «фильмов фактов», а о необходимости исследовать жизненные процессы средствами документального кино.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34


kikma.site
Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!