Кинематограф Польши
И этим объясняется неожиданная слабость наших документалистов в игровом кино.
ЗБИГНЕВ ПИТЕРА. Мне казалось, что объединение «Камера», «духовным отцом» которого является Боссак, создаст необходимые возможности, чтобы наш «документ» начал проникать в художественные фильмы. А между тем наши надежды не сбылись.
Я хотел бы здесь заняться некоторыми проблемами из области психологии творчества. В нашем документальном кино, руководимом режиссером Боссаком, существует чуть ли не «монашеская» дисциплина. И это благоприятно отражается на продукции. Был период, когда и в документальное кино стали проникать инсценировка и другие «инородные тела», ибо в каждом документалисте сидит какой-то «чертенок», который его искушает, заставляет что-то придумывать, инсценировать, компоновать... Заслуга Боссака в том, что он всегда на страже, и, как только такой «чертенок» покажется, он его бьет палкой по голове. Это дает замечательные результаты как в чистом «документе», так и в поэтическом, метафорическом.
Когда, однако, документалисты берутся за игровой фильм (под недремлющим оком Боссака!) все правила вдруг перестают действовать. Словно недавние «монахи» попадают в слишком фривольное общество. Например, в любой другой стране высмеяли бы художника, показавшего рабочих так неправдиво, как это случается в наших фильмах,— вопреки опыту документалистов, вопреки наблюдениям самих зрителей.
Мой вывод таков: у нас документальное и художественное кино отвернулись друг от друга.
ЕЖИ БОССАК. Первый вопрос, на котором я хотел бы остановится,— это роль литературы в документальном кино. Документалистика рождалась в борьбе с литературой, и наибольшие успехи приходили тогда, когда режиссеры сознательно отказывались от ее посредничества. Это старая истина, и не стоит даже приводить примеры для ее подтверждения. И хотя бы с этой точки зрения Брылль не-прав, утверждая, что наше документальное кино никогда не переживало кризисов. Можно даже говорить о трагическом периоде, и не случайно период этот связан с теорией так называемого литературного сценария как основы документального кино. Другое дело, что этот «литературный сценарий не имел ничего общего с настоящей литерату
рой... Во всяком случае, нам не следует забывать, что еще не так давно зрители считали документальный фильм малоинтересным, но неизбежным «довеском» к основной программе. И точно так же относились к своей работе сами документалисты. Им просто заказывали фильмы, рассказывающие о тех или иных проблемах или явлениях. Не удивительно, что среди нескольких сотен лент, снятых в 1950—1955 годах, можно выделить лишь несколько интересных работ.
Сегодняшние наши документальные фильмы — это прежде всего фильмы авторские. Режиссер, оперируя документальным материалом, выражает себя, свою точку зрения. Он достигает этого с помощью монтажа, а также путем сопоставления зрительного ряда с текстом, музыкой и другими элементами. В таком случае сценарий документального фильма — это первый этап реализации замысла, попытка творческой интерпретации действительности.
Я до сих пор не упомянул о главном, а именно о задачах, стоящих, перед документальным кино, о его общественных функциях, которые определяют выбор тех или иных выразительных средств. Мне кажется, однако, что здесь все ясно: польские документалисты мыслят и работают в категориях общественных, предмет их постоянного интереса— наша жизнь в ее положительных и отрицательных аспектах. Причем мы не ограничиваемся современностью в узком смысле этого слова; мы обращаемся и к прошлому, если это прошлое имеет существенное значение для современности.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Давай, скажи всё что ты думаеш!