Кинематограф Польши

Слабость польской документалистики уже в те годы вызывала беспокойство творческих работников. Так, Ежи Боссак еще в 1951 году выступил в журнале «Фильм» со статьей, осуждающей создателей «описательно-натурали

стических»' репортажей за фразеологию, за «неумение выбирать тему и находить ее творческое воплощение». В то усе время Боссак выдвинул задачу борьбы за живого человека на экране и поисков выразительных средству присущих только кинематографу.

В этот трудный для искусства период появляются молодые режиссеры, ищущие новых путей отображения действительности на экране. Здесь прежде всего нужно назвать имена Анджея Мунка и Витольда Лесевича. Оставаясь в кругу «производственной» тематики, эти два мастера выдвигают на первый план человека, скромного труженика. В «Дневниках крестьян» (1952) и в «Слове железнодорожников» (1953) Анджея Мунка, в «Веселой II» Лесевича, в совместной постановке этих режиссеров — фильме «Звезды должны гореть» (1954) — перед нами уже не люди-знаки, занятые исключительно перевыполнением плана, а живые, конкретные герои, судьбы которых волнуют зрителя.

Эти и некоторые другие работы, использовавшие опыт английского документального кино 30-х годов, заложили фундамент будущего обновления.

Первыми ласточками перемен были два фильма Ежи Гоффмана и Эдварда Скужевского «Т ы среди них?» (1954) и «Внимание, хулиганы!» (1955). Следующий год приносит целую серию остропублицистических картин, явившихся реакцией на период «поверхностного оптимизг ма». Эти ленты, объединенные впоследствии общим названием «черная серия», яростно атаковали отрицательные стороны жизни, поднимали самые острые, насущные проблемы, прежде замалчиваемые литературой и искусством.

«Варшава 56» Боссака и Бжозовского, «Люди с пустого пространства» Карабаша и Шлесицкого, «Параграф ноль» Влодзимежа Боровика, «Городок» Ежи Зярника, «Дети обвиняют» Гоффмана и Скужевского — вот наиболее известные фильмы «черной серии», появившиеся из внутренней потребности художников говорить правду о действительности.

«Черные фильмы», по определению Ежи Боссака,— это фильмы, которые «ведут расчет с прошлым, называют ве-Щи своими именами и демонстрируют правдивый образ нашей современности». Отнюдь не пафос отрицания заставлял кинематографистов рассказывать об алкоголизме, хулиганстве, проституции, трудных жилищных условиях,

а, напротив, страстное желание помочь людям найти виновных, потребовать исправления ошибок. Фильмы «черной серии» — яркий пример активного и плодотворного вмешательства художников в сложные жизненные процессы.

Период 1956—1957 годов характеризуется поисками новых методов работы, специфически документального стиля. Старые приемы (инсценировка, дидактический комментарий, использование иллюстративной символики) соседствовали в фильмах «черной серии» с применением скрытой камеры, синхронной записи звука, свободной драматургии.

Примерно с 1959 года польское документальное кино вступает в новый период своего развития. Фильмы последующих лет дают живую, многостороннюю картину жизни страны. Польская документалистика получает широкую известность во всем мире, завоевывает авторитет у зрителей и многочисленные премии на кинофестивалях.

В эти годы складывается «польская школа» документального кино. Карабаш и Зярник9 Шлесицкий и Яворский, Маевский и Стандо — режиссеры очень разных творческих почерков. И все же можно найти общее в их работах.

Их объединяет интерес к человеку, к его чувствам, переживаниям, сомнениям, мыслям. Более того, «Музыканты» Карабаша, «Источник» Яворского, «Плывут плоты» Шле-сицкого не просто показывают человека, но исследуют его внутренний мир, раскрывают в нем прекрасное, доброе или, наоборот, злое, жестокое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!