Кинематограф Польши

— Это было бы очень интересно — создать художественный фильм документальными средствами. Тогда удалось бы, пожалуй, передать правдивую социальную обстановку действия, «социологический пейзаж», как это называет Ежи Боссак. Итальянцы пытались работать этим методом. Можно было бы использовать скрытую камеру. Например, я ясно представляю себе героя-актера, находящегося в бурлящей толпе из фильма «Современные типы» (режиссеры 'Гоффман и Скужевский), которая, сама того не подозревая, «работала» бы на раскрытие его переживаний. Конечно, в этом случае понадобилось бы видоизменить и сам сюжет, приспособив его к новой, специфической форме фильма. Тогда, возможно, появился бы фильм, рассказывавший какую-то историю с живой непосредственностью документа. Впрочем, я не знаю, возможно ли это вообще. Я еще не задумывался над этим» и, может быть, поэтому не создал подобного фильма.

Интер-вьюиро-вала Божена Яницкая.

«Film», 1961, Nc 18.

Перевод В. Иванова

Ядвига БохеньскаЯ

Мне нравятся эти головы

(О творчестве Казимежа 'Карабаша)

После окончательной победы звука в кино Рудольф Арнхейм писал в 1933 году: «Для обычного наблюдателя выражение лица другого человека почти ничего не говорит о его внутреннем состоянии... Люди вообще не имеют привычки .внимательно наблюдать за выражением лиц себе подобных — как в жизни, так и на экране. Им достаточно просто понимать значение того, что они видят...»

Слово, звучащее с экрана, быстрее доходило до сознания зрителя, воспитанного в сфере логических понятий, а требование воспитания зрительной культуры, сформулированное теоретиками немого кино, было на многие годы забыто. И только документальное кино заботливо сохраняло первые завоевания кинематографа. .Потом на экранах телевизоров появились движущиеся и говорящие люди. А затем человеческие лица, жестикулирующие руки, едва за-метные движения тела вернулись и на киноэкран. Получившие за последнее время широкую известность «Тени» Касаветиса и «Хроника одного лета» Жана Руша и Эдгара Морена возникли как результат соединения опыта документального кино и телевидения.

(В этом же направлении развивалось и получило мировое признание творчество режиссера-документалиста Казимежа Карабаша. В наиболее известных фильмах Карабаша «Музыканты» и «Люди в пути» весьма ощутимы черты его стиля, основанного на очень тонком наблюдении за человеком. Необычные лица его героев не могли пройти незамеченными, так как именно они стали основным предметом внимания со стороны художника.

«Мне кажется, — сказал в одном из интервью Кара-баш, — что в документальном кино есть два очень (ценных направления: одно — публицистическое, другое — психологическое наблюдение за человеком».

Можно утверждать, что своего рода цезурой между интересом' режиссера к публицистике и психологизмом его последних фильмов является цветная документальная картина «Несколько иной мир» (1959), посвященная рисункам детей. Слова маленькой девочки из этого фильма, расомат"

вающей галерею портретов своих сверстников: «Эти головы мне нравятся», — получили теперь почти символическое значение. Карабаш создал «несколько иной», отличающийся от реального мир, где главное — не понятия, а наблюдения художника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!