Кинематограф Польши
Казалось бы, 'именно Мунк должен был снимать эту историю о «маленьком», незаметном человеке. А между тем автор «Слова железнодорожников» заинтересовался темой, куда более сложной и рискованной для того времени. Героями его новеллы стали не рядовые горняки, а руководители шахты. А ведь в то время руководители не имели права на ошибки, на поражения (во всяком случае, в искусстве). В фильмах и книгах тех лет руководители выступали, скорее, как анонимный административный аппарат, а не как живые, люди, и их роль сводилась к идеологическому воспитанию подчиненных, а не к практической деятельности.
Мунк, сделав своими героями руководителей конкретной шахты, не ограничил их работу совещаниями и подсчетами, а заставил их вступить в реальную борьбу и по собственной инициативе искать выход из, казалось бы, безвыходного положения. По замыслу, режиссер, так же как и в «Слове», стремился к показу непосредственного столкновения человека с материей. Содержание новеллы два спуска руководителей в шахту на поиски новых уголь-
■
В* пласто-в. Главный инициатор этих экспедиции, ди-Ектор шахты Коваль, еще недавно работал горняком. Соображение борьбы с природой в этой картине менее Внимательно, чем в фильме о железнодорожниках. Поэму Мунк уделяет особое внимание способу повествовали я: как представить события, чтобы рассказать не олько о «них, но прежде всего об этой воле героев, их
переживаниях.
Первый спуск в шахту с сюжетной точки зрения совершенно неинтересен: группа шахтеров идет к старому
I пласту; преодолев несколько препятствий, они натыкают-
1 на обвал, один из шахтеров ранен; узкий проход снова закрыт, и группа отступает.
Как Мунк показывает это на экране? Тропинка беспокойно вьется по насыпи. Шахтеры идут к заброшенной штольне. Спускаются, а уголь словно 'надвигается на них черной тяжелой массой — крупные планы лиц. В штреке темно, вода, подземная речка, на воде покачивается лодка. Шахтеры -плывут на ней под нависшими сводами. Нереальность всего происходящего усиливается туманом и вибрирующими звуками музыкального сопровождения. Противопожарная перемычка. Шахтеры 'Пробивают в ней отверстие и пробираются дальше. Тишина, бегают лучи света от ламп. Вот перед ними обвал. Абсолютная тишина, потом грохот. Рушится свод, глыбы придавливают одного из шахтеров. Едва только товарищи успевают оттащить его, раздается еще более сильный грохот. Проход окончательно завален. К счастью, жертв нет.
^ В этой части новеллы противопоставлены люди и уголь. Во второй части Мунк избирает иной способ повествования— более привычный, но и более драматичный. На этот раз он ‘ведет своих героев к тем же старым пластам, но с Другой стороны шахты — через газ. В кислородных аппаратах шахтеры 'похожи ла водолазов. В полной тишине идут °ни по штреку, где уже добрую сотню лет не ступала че-, А<эвеческая нога. За ними тянется телефонный провод. Вот вахтеры пробились через обвал, но потолок позади них РУШится. Теперь они ползут на четвереньках, освещая себе лампами. Здесь камера Мунка покидает группу и в°зращается в управление шахты, где остался телефонист. _ ^коро пробьет три часа, только до этого времени хва-кислорода членам экспедиции. Телефон молчит. Теле-
Нист все время вызывает одного из них: — Каня! Каня!
Отвечает ему эхо. Где-то капает вода. Телефон по~прен? нему молчит, осталось две минуты—только на две минут.** кислорода. Телефонист яростно крутит ручку аппарат* Вдруг раздается звонок. Телефон? Нет, это будильник он поставлен на три часа. Телефонист снова кричит:'^! Каня! Каня!! К а н я!!! Камера отъезжает от него, следует за экспедицией. Пусто. Вдруг телефон зазвонил. В тру^ ке голос. Живы1
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Давай, скажи всё что ты думаеш!