Кинематограф Польши
Документальное кино Польши
Дотошные летописцы польского документального кино подсчитали, что в архиве Варшавской студии документальных фильмов хранится около трех тысяч фильмов общей уликой в миллион метров пленки.
Более ста послевоенных документальных лент получило премии на международных кинофестивалях, причем такие фильмы, как «Рождение корабля» или «Музыканты», имеют по пятнадцати-двадцати наград.
Крупнейшие мастера «польской школы» документального кино — Ежи Боссак, Ежи Гоффман и Эдвард Скужев-скии, Ян Ломницкий, Тадеуш Яворский, Каэимеж Кара-баиХу Ежи Зярник, Владислав Шлесицкий и другие — создают фильмы о самых животрепещущих проблемах польской истории и современной действительности.
Рождение польского «документа» относится к военным годами когда на территории Советского Союза при 1-й дивизии им. Костюшко была создана киногруппа «Чолувка». Первый хроникальный фильм «Клянемся земле польской» был показан в сентябре 1943 года, а в дальнейшем выпускался киножурнал «Польша борется».
Первым собственно документальным фильмом был «Майданек» (1944) А. Форда, снятый сразу же после освобождения Люблина. Страшная правда о лагере смерти передана в картине языком сухих фактов, с максимальной верностью действительности.
Зачинатели новой польской кинематографии—А. Форд, Л. Перский, Е. Боссак, А. и В. Форберт, Ст. Воль — в Же годы были членами прогрессивной организации киноработников «Старт». В трудных условиях довоенной Польши они снимали документальные картины о жизни на* .рода, пропагандировали лучшие фильмы зарубежных мастеров, боролись с низкопробной продукцией тогдашнего ПОльскогр кинематографа,
Довоенный опыт очень пригодился режиссерам и операторам «Чолувки» во время восстановления национальной кинематографии. Любопытный факт: в июле 1945 года в один и тот же день были выпущены на экран два фильма— «Разгром Берлина» Ежи Боссака и Вацлава Казь-мерчака и «Мы строим Варшаву» Станислава Урбановича. Эти ленты (даже в своих названиях) характеризуют два направления, по которым развивалась документалистика первых послевоенных лет.
Тема войны нашла свое отражение в работах Боссака — «На Запад», «Битва за Колобжег».
Первая часть фильма «Мы строим Варшаву» также посвящена войне, но вторая рассказывает уже о восстановлении страны. Постепенно «мирная» тема становится доминирующей. Появляются такие фильмы, как «Локомотив» С. У рбановича, «Величка» Я. Бжозовского, «Варшавская сюита» Т. Макарчинского, «Наводнение» Боссака и ряд других. Все эти фильмы объединяет свободная эпическая манера повествования, стремление как можно убедительнее показать титанические усилия народа. Художники используют для этого разные средства: символику, патетику, острую динамичность монтажа, драматургическую конструкцию.
В 1949 году в Варшаве входит в строй Студия документальных фильмов, в результате чего количество выпускаемых картин почти удваивается (1948 г. — 24, 1949 г.— 41). Что же касается качественной стороны, то последующее за 1949 годом пятилетие не способствовало развитию документального кино. Фильмы «Широкая дорога» К. Гордона, «Варшава» Л. Перского, «Клянемся» Е. Боссака односторонне* схематично (трудности — их преодоление) отражали действительность.
«Железный» литературный сценарий, обязательный декларативный комментарий, инсценировка, внедрение игровых элементов в документальную ткань — все это привело к потере специфики, к поверхностности и описательно-сти фильмов, которые должны были — согласно установкам— «воспитывать, агитировать и организовывать». Ничего больше!
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Как правильно класть кафель
Давай, скажи всё что ты думаеш!