
Изучение «картины мира»
Изучение «картины мира» синтетических хикаятов показывает, что более ранняя многоярусная структура пространства, по которому путешествует герой, уступает в них место структуре плоскостной: «Для героя хикаятов более характерно постоянное пребывание в одноуровневом мире, хотя бы и населенном джиннами, драконами и пери, которые обитают в своих особых княжествах по соседству с простыми смертными». Лишь посещение обычно располагаемого на вершине священной горы царства, небожителей (индров, чендров, дэвов) — существ, унаследованных: повестями от индуистско-буддийского периода, требует от героя, перемещения по вертикали.
Некоторое общее представление о характере волшебно-авантюрных синтетических хикаятов дает «Повесть о Берме Шахдане» — возможно, один из древнейших образцов жанра.
Царевич Берма Шахдан, главный герой этого грандиозного сочинения, на-считывающего в рукописи 928 страниц фолио и разделенного на 26 глав с заголовками резюмирующими их содержание, пускается в странствия, погнавшись за зеленым жуком, в которого превратилась царевна Hyp аль-Айн. Затем он женится на этой царевне, а заодно и на ее подруге — Манду Хайрани, влюбившейся-в него по портрету, сражается с армиями их отцов, похищенный в разгар боя-джинном, падает в море Бахр Аллах и спасается из него с помощью царевича духов Менгантары. Убив змея и раксасу и выведав у плененной пери тайну хождения по водам, он вступает в новый брак с Кемалой Деви Ратной Джам-джам и попутно освобождает 1040 царевичей, том-ившихся в заточении у ее отца. Наконец, узнав от некоего брахмана о красоте Индры Кесумы Деви, дочери Буран-дан-шаха, Берма Шахдан просит ее руки, получает грубый отказ и остальные две трети повести вместе с сыновьями и союзниками воюет с этим государем и его многочисленными приспешниками. Наконец спустившийся с небес бог Индра прекращает явно затянувшуюся войну и примиряет противников, а Берма Шахдан воскрешает всех павших. Так, одержав победу над множеством демонических существ, индуистских и мусульманских, оказав помощь друзьям в их женитьбах и сражениях и дожив в неустанных скитаниях до рождения внуков, Берма Шахдан возвращается домой и восходит на престол отца и «Повесть о Шахе Кобаде» таким стержнем обладают. В первой большая часть событий разыгрывается во время путешествия Индрапутры к отшельнику Берме Сакти, у которого он по просьбе раджи Шахсиана должен добыть волшебное снадобье, дарующее потомство; во второй — приключения героя обусловлены его стремлением освободить родную страну от власти покорившего ее царя обезьян—Балии Индры (трансформация обезьяньего государя Балии из «Повести о Сери Раме»). Такого рода сюжетные «скрепы» в синтетических повестях весьма разнообразны: царевич из «Повести об Индре Бангсаване», например, странствует в поисках «влюбленного бамбука» — эоловой арфы, обретя которую он сможет унаследовать престол >, герой «Повести о Шахе Мардане» скитается, взыскуя суфийского знания, а Карие из «Повести о Корисе Мен-гиндре», из-за безмерного женолюбия проклятый отцом своей суженой и довольно быстро сумевший ее отыскать, почти всю повесть путешествует вместе с ней, пытаясь завоевать сердце возлюбленной. Всякий раз, однако, добившись с великим трудом ее благосклонности, он не в силах с собой совладать, увлекается новой красавицей, и разгневанная Пермейсури Индра вновь его отвергает — ситуация, диаметрально противоположная той, что мы наблюдали в «Повести о Чекеле Ваненг Пати». Подобное редкое в хикаятах неумение героя владеть собой позволило исследователю повести предположить, что в ней осуждаются придворные-нравы.
Запостить комент
Давай, скажи всё что ты думаеш!