Изобразительное решение фильма

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (2 голосов, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Широкое эстетическое использование детали лежит в самой природе кинопублицистики — искусства сжатой, лаконичной характеристики и экспрессивных форм. Было бы неверно утверждать, что в этом отношении до­кументальный фильм всегда близок, скажем, новелле или рассказу. Мы знаем в нем и повествовательный жанр («Приезжайте к нам в Узбекистан», «Покорители моря»), и пространные эпические произведения («Незабываемые годы», «Свет Октября»). Однако внутри всех этих сложных композиционных конструкций лаконизм, ем­кость и обобщенность образной характеристики остаются главным принципом художественного выражения жизни.

Как и в искусстве вообще, изобразительная деталь в кинопублицистике играет различную роль. Она может быть средством выявления характера или обрисовки жизненной судьбы человека, может способствовать соз­данию определенной атмосферы сцены или фильма в це­лом, наглядно раскрывать те или другие социально-поли­тические процессы. Деталь восполняет собой разверну­тое, многогранное описание жизненного события или по­ведения человека (что не всегда доступно кинопублици­стике), показывает большое в малом, воссоздает в от­дельной черте общую, типическую картину. Документаль­ное кино, как уже указывалось, очень часто «работает» на кульминациях явлений, показывает высшие точки, взлеты жизненных волн, ведет рассказ, говоря словами Державина, в «тесном совмещении мыслей». И в этих случаях удачно найденная жизненная подробность, обла­дающая емким содержанием, концентрирующая смысл события, бывает неоценима для кинопублициста.

Приведем несколько примеров, показывающих, как это конкретно осуществляется на экране.

Яркая художественная характеристика атмосферы через посредство различных деталей создается авторами «Повести о нефтяниках Каспия». Об одной из них (змея

на острове, куда высаживаются геологи) уже подробно говорилось. Аналогичную роль в обрисовке своеобраз­ного уклада жизни морского нефтепромысла выполняют кадры, показывающие воробьев на эстакаде, которые чувствуют себя совсем «дома», прыгая по этой удален­ной на десятки километров от берега узкой полосе бе­тона и стали, выступление воздушных гимнастов на стреле крана, вознесенной высоко над морем, сценка ссоры двух водителей, встретившихся на узком «морском шоссе».

Очень точно «описаны» кинооператором М. Сагимбае- вым и режиссером Я- Смирновым бытовые подробности обстановки поселка охотников за тюленями в очерке «Быль каспийская». Вот именно так здесь живут, рас­сказывают нам авторы, так пекут ватрушки, одеваются, выходят на промысел. Чрезвычайно интересен по жиз­ненным подробностям подобного рода и фильм ре­жиссера С. Герасимова «Освобожденный Китай» — :о нем мы также уже говорили выше, рассматривая «об­разы жизни». Неожиданно и очень выпукло раскрывается обстановка жизни зимовщиков в фильме режиссера М. Трояновского «В центре Арктики» (операторы А. Истомин, А. Котляренко, А. Семин, Е. Яцун и другие). В одном из эпизодов его зрители видят, как метет, занося дома, поземка, свирепствует на улице мороз, а свобод­ные от вахты полярники в это время.. . парятся в импро­визированной бане. Образные картины быта войны соз­даны на основе съемок фронтовых кинооператоров в' фильме «Сталинград»: котенок в блиндаже, починка остановившихся часов, боец наливает керосин в лампу, сделанную из гильзы снаряда, и т. д.

Подобные бытовые детали нередко приобретают в трактовке кинопублициста весьма широкий, символи­ческий смысл. В этой связи интересно рассмотреть раз­личное публицистическое осмысление такой распростра­ненной в документальном кино детали, как снятые круп­ным планом руки человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!