Исходные принципы илм аль-байан

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Исходные принципы илм аль-байан также были сформулированы Абд аль-Кахиром аль-Джурджани в другом его труде — «Асрар аль-балага»,. Подчеркнув, что именно значения — маани являются в речи подлинными господами, требующими повиновения от материальных звучащих слов (алфаз\ мн.ч. от лафз), аль-Джурджани в этой работе переходит от проблемы структуры значения к проблеме его эффективного, доставляющего эстетическое наслаждение выражения, характеризующего совершенное произведение.

Важнейшей частью исследования способов выражения, осуществленного аль-Джурджани, является его учение о косвенном, фигуральном выражении смысла, аналогии — тамсил.

В ходе своего исследования аль-Джурджани показывает, что тамсил — это содержащая новую информацию метафора, основанная на переносе значения не на определенный объект (такой-то человек — лев), а на объект неопределенный (рука северного ветра; у ветра нет части, к которой приложило понятие «рука», ему, таким образом, приписывается не обладание рукой, а; определенное свойство). Благодаря интеллектуальному анализу характера переноса эта метафора ведет к регрессии с умопостижи-мого уровня на уровень чувственно постижимый. Своей эстетической активностью тамсил обязан особой «детализированности» и «странности» возникающего образа. По силе воздействия тамсил значительно выше прямого выражения; будучи правильно построен, он свободен от затрудняющей понимание и разрушающей смысл произведения неестественной связи вещей и апеллирует преимущественно к пластическому (зрительному) восприятию. Развернутый тамсил у аль-Джурджани приобретает «притчеобразные» черты.

Определение тамсила, данное аль-Джурджани, представляет значительный интерес для реконструкции малайской литературной теории, так как этот важнейший риторический термин нередко встречается в предисловиях к малайским сочинениям, не получая в них разъяснения. Однако отнесение в предисловиях тамсила к сфере, постигаемой «знающими и ведающими», и противопоставление произведений с тамсилом произведениям без него, влияющим лишь на душу (пенгхибур хати), указывают на понимание малайскими литераторами интеллектуального аспекта фигуральных выражений, позволяя предполагать, что интерпретация тамсила ими была близка или тождественна изложенной в «Асрар аль-балага» и других арабских риториках. Это подтверждается также и иерархически высшим положением тамсила в малайской теории выражения. Насколько можно судить, концепция тамсила в малайской литературе понималась весьма широко (предпосылки такого понимания также заложены в учении аль-Джурджани) и прилагалась не только к тропам в поэзии, но и ко всякому косвенному, и прежде всего притчевому, аллегоризированному, выражению смысла. Последнее было весьма характерно для памятников дидактической литературы, а также для исторических и беллетристических сочинений.

Краткое и ясное резюме арабской теории красноречия в ее окончательной, принятой в поздних трактатах форме мы находим в «Пролегомене» Ибн Халдуна, где определяется место в риторике илм алъ-маани, илм аль-байан и илм аль-бади (наука о поэтических украшениях). Основу эстетической действенности литературного произведения, согласно Ибн Халдуну, составляет правильность соответствия в нем «плана выражения» и «плана содержания», обусловливающая его «ясность и красоту». Усиливают же эту действенность различные риторические украшения, правила применения которых как к лафзу, так и к мана регулируются илм аль-бади.

Кратко изложенные здесь основы арабской теории «красноречия» полностью совпадают с реконструированной малайской-литературной теорией. В обоих случаях литературное произведение есть вещь, предстающая как единство внешнего («план выражения») и внутреннего («план содержания») аспектов, а деятельность по его созданию — как правильное упорядочение структур, внешней и внутренней, и установление между ними гармонического соответствия. В обоих случаях определяются два пути выражения (проявления) внутреннего через внешнее — прямой и. косвенный, причем последний рассматривается как иерархически высший, ибо с необходимостью подразумевает интеллектуальную активность, обусловливающую интенсивность эстетического переживания.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!