ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Повесть о раджах Пасея. «Повесть о раджах Пасея»— самое раннее из сохранившихся малайских сочинений исторического характера — была создана, как можно полагать, в конце XIV в. и послужила образцом для череды последующих хроник, в частности для «Малайских родословий». Соединяя в себе черты, которые теперь назвали бы историческими и мифологическими, она обладает на редкость стройной композицией, обусловленной традиционным для средневекового малайского общества этико-государственным учением, которое, хотя и не сформулировано в повести непосредственно, пронизывает ее от начала до конца. Это учение, основанное на вере в стройность и согласованность миропорядка, хранителем которого является правитель, восходит к домусульманским представлениям, языческим и индуистско-буддийским, однако свое окончательное завершение и санкцию оно обрело в позднемусульманской концепции правильного государственного устройства, более близкой к персидскому, чем к арабскому, образцу. Со-тласно этому учению, государь — носитель сакрализованной власти призван управлять справедливо, а подданные должны хранить верность престолу, сколь бы тираническим ни было правление.

В противном случае государственная и космическая гармония нарушаются и за их восстановлением с неизбежностью следует суровое воздаяние виновному. Последствия исполнения и нарушения государственной этики и иллюстрируются в двух симметричных частях повести.

В первой повествуется о происхождении правящей династии «двуединого» государства Самудра-Пасей, основателями которой;были царевич, воспитанный мудрым слоном, и царевна, найденная в стволе бамбука; о сверхъестественном обращении государя Самудры в ислам; об основании им государства там, где карликовый оленек смело обратил в бегство огромного пса по кличке Си Пасей; наконец, о процветании государства в эпоху первых султанов и преумножение его могущества, которое достигает апогея в момент победы пасейцев над вторгшимися в их страну сиамками. Пафос первой части, хотя порой и в ней историю султаната юмрачают зловещие тени,— в изображении неуклонного возвышения Пасея, залогом которого служит союз справедливых государей и их верных подданных.

Напротив, вторая часть — наиболее выразительная в литературном отношении — на примере «страстей» царевича Туна Браи-ма Бапы показывает, как нарушение этого союза ведет государство к упадку, итогом которого является поражение жестокого и несправедливого султана Ахмада в войне с Маджапахитом и покорение Пасея.

Архаизированный язык, многочисленные повторы, вкрапленные в текст ритмические пассажи указывают на связь второй части повести с традицией эпоса, но эпоса исторического, складывавшегося по горячим следам событий и к тому же прошедшего стадию письменной обработки. Литературный талант автора второй части проявился в ее стройной и напряженной композиции, в мастерском использовании подтекста, в точности отбора предметных деталей. Достаточно вспомнить мелькнувшие в лунном свете лепестки роз в неубранных волосах, заспанной наложницы султана, спешащей на его зов; или длиннейший перечень речных тварей, на ловлю которых послан Тун Браим Бапа; или сгрудившиеся посреди извилистой реки султанские корабли, стремительно заскользившие вниз по течению, едва царевич сломал удерживавшее их бревно и т. д.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!