Источник расы

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Раса есть особое свойство объекта, вызывающее эстетическое переживание и одновременно само это эстетическое переживание. Источником расы являются существующие в человеческой психике устойчивые душевные комплексы — стхай-ибхава (любовь, веселье, страх, гнев и т.д.), сформировавшиеся в результате опыта нынешнего и прежних рождений и сохраняемые в подсознании в виде впечатлений (васана). Описывая их «симптомы» (анубхава), например характерную мимику и жесты персонажей, возбудителей (вибхава), например весеннее время легкий ветерок в лесу, запах цветов и т. д., и сопутствующие преходящие настроения (вьябхичарибхава), например ревность, томление, надежду, связанные с любовью,— все то, что в реальной жизни вызвало бы пробуждение того или иного устойчивого психологического комплекса, поэт заставляет ценителя «вкушать» корреспондентное этому комплексу эстетическое переживание — расу (эротическую, комическую, страшную, гневную и т.д.). Прямое описание аффекта само по себе не способно возбудить эстетическую эмоцию, поэтому выражением расы в поэме или драме служит дхвани — гул, отзвук, некий скрытый, но проявляемый смысл, воплощенный в изображении «симптомов», возбудителей и настроений. Так, например, застенчивость героини — одно из «настроений» эротической расы — может быть передана не прямым называнием, а упоминанием о том, как, слушая слова сватов, она, «опустив голову и отвернувшись от отца, считала лепестки лотосе..

Вкушение расы отлично от обычных жизненных переживаний, поскольку обусловливается идеальным объектом — литературным произведением, не вызывающим эгоистических реакций на то, о чем повествуется,— желания обладать чем-то приятным, уклониться от чего-то опасного и т. д. В отречении субъекта эстетического восприятия от эгоистического «я» состоит его универсализация. Универсализируется, однако, не только субъект восприятия, но и его объект. Герой произведения, согласно теории расы,— это не определенное лицо в определенном месте и времени, а воплощение лишенных индивидуальной окраски наиболее общих психических качеств, например «страха самого по себе».

Вкушение расы не есть только эмоциональный процесс. Оно представляет собой особый род познания — непосредственное интуитивное постижение универсализированным субъектом универсализированного объекта. Осуществляемое благодаря полному отождествлению субъекта и объекта (растворению субъекта-ценителя в объекте-герое), это постижение вызывает в душе ценителя состояние блаженства.

Переживаемое блаженство, блаженное самозабвение (чаматкара — «восхищение», «восторг» (а также «вызывающий изумление», «поражающий», «чарующий») есть свободное от ограничений эгоистического «я» и ничем не отвлекаемое самопознание субъекта, идентичное «реализации в индивидуальном „я" абсолютного „Я", или Брахмана» с которым раса как таковая и отождествляется. Чаматкара представляет собой единую основу всех раса, которые через универсализацию ведут к достижению блаженства независимо от того, какого рода события изображаются. Достижение же блаженства, единение с Абсолютом-Брахманом в акте самопознания через эстетическое постижение есть, как отмечает индийский исследователь С. К. Де, особого рода религиозный путь. В реализации данного пути и достижении «эстетического блаженства» сам эстетический объект — произведение является своеобразным медиумом, который, подобно изображению Вишну, помогает сосредоточению и созерцанию.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!