Исследование состава частотных рифм

Стиховая форма шаира также не оставалась неизменной на протяжении трех последующих веков. В своей эволюции она прошла по меньшей мере два этапа — ранний, хамзаховский, и поздний, послехамзаховский. Эти эташы (соответственно конец XVI — первая половина XVII в.; вторая половина XVII—XIX в.) разграничиваются на основе корреляции таких трех признаков, как степень изосиллабичности стиха, преобладающий тип рифмы, своеобразие состава наиболее частотных рифм. В целом для послехамзаховского периода характерен заметный рост тенденции к изосиллабизму, вероятно связанный с осознанием его эстетической ценности, и резкая смена фольклорного по происхождению типа «прерывистой» рифмы, принятой в поэзии Хамзы Фансури, рифмой «непрерывного» типа (мент— пери—дури—три), что объясняется стремлением следовать правилам рифмовки, принятым в арабо-персидской поэтике.

Кроме того, исследование состава наиболее частотных рифм в текстах позволяет выделить две параллельные линии в развитии формы шаира — классическую (палембангско-риаускую), представленную поэмами из центральных областей малайского мира — Палембанга, Риау, Малаккского полуострова, и периферийную, к которой относятся шаиры, происходящие с его окраин — из Макассара, Банджармасина, района минангкабоу и др. Эти линии по-разному соотносятся с фольклорной традицией (периферийные шаиры, например, близки к пантунам по составу рифм, а иногда и по типу рифмы, классические же поэмы па этим показателям далеки от пантунов), и не исключено, что в них до определенной степени отразились вкусы различных социальных сред—классические шаиры, по-видимому, теснее, чем периферийные, связаны со средой придворной.

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!