
Герой повести — царевич Шах Мардан
Приведенные данные подтверждают параллельное существование в Аче как синтетических повестей, так и суфийских сочинений и указывают на знакомство ачехских суфиев с такого рода повестями. Однако лишь констатировать этот параллелизм недостаточно. В суфийских сочинениях Хамзы Фансури, Абд аль-Джамала, анонимного автора «Науки о женщинах» встречается немало образов и повествовательных мотивов, широко распространенных.в синтетических хикаятах (мотивы возлюбленной, обитающей на торе, и борьбы с соперниками из-за невесты, описание подводного города, обнесенного стенами, чудовищного дракона или «несказанно прекрасных» гор, которые одолевает герой, и т. д.).
В то же время сохранившийся во множестве списков хикаят «Повесть о Шахе Мардане» содержит ряд прямых суфийских экскурсов (в частности, учение о «семи ступенях Бытия», что делает вероятным его возникновение в Аче в первой половине XVII в.), которые бросают отсвет и на интерпретацию его повествовательных частей.
Герой повести — царевич Шах Мардан, или Индра Джайя, заблудившись на охоте, попадает во дворец царевны Кемалы Ратны Деви, похищенной раксасой. Царевич становится ее возлюбленным, но страшится чудовища, за что Кемала Ратна Деви превращает его в попугайчика. Индра Джайя прилетает во дворец другой царевны — Сити Деви, где его сажают в клетку. По ночам он принимает человеческий облик и наслаждается любовью красавицы, на которой в конце концов и женится. Затем, вновь отправясь в странствия, Индра Джайя попадает на гору отшельника Саламаддина, а затем — мудреца Лукмана, которые разъясняют ему символическое значение различных частей молитвы и ритуальных действий, совершаемых во время нее, связывая их с четырьмя буквами имени Аллах, четверичностью первой манифестации Всевышнего, тремя первыми «ступенями определенности» (Ахадийа, Вахда, Вахидийа), четырьмя этапами суфийского пути (шариат, тарикат, хакикат, марифат) и т. д.
Обогащенный этими знаниями, Индра Джайя приходит в пустую мечеть на берегу моря и встречает там таинственных всадников — воинов, павших за веру, которые при жизни полностью предались Аллаху и удостоились лицезреть Его. "Их предводитель продолжает истолкование символического значения ритуального очищения и молитвы, в частности соотнося ее животворную силу с различными уровнями человеческой пневматологии (душа, разум, абсолютная сущность, свет, тайна-сирр).
Простившись с всадниками, даровавшими ему власть над четырьмя джиннами, исполняющими любые желания, Индра Джайя добирается до города, опустошенного чудовищными птицами — гарудами. Джинны убивают гаруд, и Индра Джайя, оживив жителей города, женится на дочери его правителя — Чандре Сарш Гемиланг Чахайе, к которой он обращается с суфийской проповедью о взаимной: соотнесенности и подобии микрокосма и макрокосма. Затем, похищенный гару-дой — родичем птиц, убитых "джиннами, он вновь попадает на гору, где во дворце обитает мнимонемая царевна с примечательным именем Джулус аль-Ашикинл (Престол Влюбленных). Поочередно вселяя свою душу в занавес, свечу и сосуд, для бетеля и загадывая оттуда красавице суфийские загадки, Индра Джайя заставляет царевну заговорить и удостаивается ее руки, после чего изъясняет жене учение о «семи ступенях Бытия». Одолев затем соперников, менее счастливых в своих любовных притязаниях, и пережив ряд новых приключений, царевич возвращается домой и воцаряется там вместе с четырьмя женами под именем Шаха. Мардана (одно из прозваний чрезвычайно почитаемого суфиями халифа Али).
Запостить комент
Давай, скажи всё что ты думаеш!