Фильмы без пленки
Осенью 1920 года Кулешов и я поступили на работу в фото-киносекцию художественного подотдела МОНО. Сохранилась личная карточка Кулешова, из которой следует, что он был и. о. заведующего агитационным отделением фото-киносекции. Кулешов снимал регулярно номера хроники, главным образом с операторами А. Левицким и Э. Тиссэ, а также выезжал для съемок на места чрезвычайных событий. Например, взрыв складов боеприпасов в Хорошеве, похороны П. Кропоткина и др. Я постоянно ходила в Кинокомитет, чтобы отобрать фотографии на актуальные темы («День ребенка», «Посевная», «Агитвагон»). Эти фотографии приклеивали к фанерным листам, сами сочиняли и писали надписи. Если требовалось, сами делали рисунки. Затем я брала извозчика, грузила эти щиты и развозила их по семи кинотеатрам, принадлежавшим секции.
Сохранилось несколько документов о нашей работе в хронике за то время, так, например, план Кулешова съемки ноябрьских торжеств 1920 года.
Я также принимала участие в работе Агитотдела по подготовке и съемке праздника и получила премию.
В начале 1921 года в нашей квартире поселился приехавший в Москву К. П. Хохлов. Он поступил работать в фотокиносекцию. Привожу письмо к сестре в Петроград:
«Москва. 10(23) февр. 1921 г.
Милая Тася,
Я очень давно тебе не писала, с тех пор как получила твои два письма. Наша жизнь течет тихо и скромно. Я на прошлой неделе умирала от усталости и решила, что надо отдохнуть,— и три дня не ходила ни на службу, никуда. Это было громадное наслаждение. Кулешов иногда в служебном водовороте проведет целый день, но зато после этого предается день-два работе в собственной комнате. И в общем у нас положение наоборот общепринятому — мужчины работают и пребывают в домашнем обиходе, а я в общественной деятельности.
Зато по вечерам они, полные жажды развлечений и зрелищ, тянут куда-нибудь, а я мечтаю и получаю истинное удовольствие, только когда пораньше ложусь спать. Удовольствие это случается редко. Пребывая весь день врозь, мы засиживаемся, накапливаются вопросы для разрешений, или совместное писание сценария, или зачитаемся. И день кончается поздно...»
В марте 1921 года начинается подготовка, а затем съемка широко известных монтажных экспериментов Кулешова. Пленку мы получили в фотокиносекции МОНО, для чего Кулешов написал заявление:
«В фото-кино-секцию художественного сектора Губполитпросвета гор. Москвы.
Работая в течение нескольких лет над установлением теоретических законов кинематографического искусства, я пришел к выводам, определяющим сущность киноискусства.
Результаты моих работ были доложены по инициативе Кино Секции специалистам кинематографии.
В настоящее время необходимо проверить сделанные мною наблюдения, для чего потребуется 90 метров негативной пленки.
Ввиду незначительности количества требуемой пленки и колоссального практического значения данного опыта в выработке метода производства и перемонтажа кинокартин произвести предполагаемую засъемку в настоящее время явилось бы целесообразным. Перечисление опытов:
1. Танец, заснятый с одного места — 10 мтр.
2. Танец, заснятый монтажно — 10 мтр.
3. Зависимость переживания натурщика от причин, вызывающих эти переживания:
а) — 14 мтр.
б) — 20 мтр.
4. Произвольное сочетание различных мест действия в единую композицию — 13 мтр.
5. Произвольное сочетание частей тела разных людей и создание путем монтажа желаемого натурщика — 12 мтр.
6. Равномерное движение глаз натурщика — 2 мтр. Всего — 81 мтр.
Операторский и режиссерский брак — 9 мтр. Итого — 90 мтр.
Все опыты смонтированы будут с совпадением окончательного положения главного движения в кадре предыдущей смены, с завязкой главного движения в последующей смене.
Давай, скажи всё что ты думаеш!