Эпизоды контрастно сопоставленных жизнеописаний

На все это время Тун Мутахир исчезает со сцены и вновь появляется лишь после того, как по совету матери Махмуд-шах вручает ему традиционную чернильницу бендахар и делает вторым человеком в государстве. При нем Малакка процветает. Он справедлив, щедр и так заботится о купцах, что со временем превращается в один из символов процветания города. «Приветствуем порт Малакку, бананы Джерама, питьевую воду с Китайского холма, бендахару Сери Махараджу» — так перед отплытием в Малакку заканчивают молитву экипажи всех торговых судов. Аллах одарил его многочисленными детьми и внуками, но и в преклонном возрасте он по-прежнему хорош собой и любит постоять перед высоким, в человеческий рост, зеркалом и посоветоваться с женой, какой тюрбан пойдет к его костюму. Но главное — он столь богат и могуществен, что встает лишь перед наследником престола, а султан Махмуд-шах, покуда благоволящий к своему бендахаре, утверждает, что оскорбление, нанесенное ему, равносильно оскорблению самого венценосца. Однако, заканчивая эту серию рассказов вполне оптимистически, хронист заставляет приглушенно зазвучать и основную тему. Брат бендахары осмотрительно отдает в жены султану свою дочь. Тув Мутахир, уповая на расположение Махмуд-шаха, так не поступит и погибнет.

Поочередно сменяют друг друга эпизоды контрастно сопоставленных жизнеописаний. Вот султан третирует вассалов, отнимает у раджи Паханга невесту (вновь роковой любовный мотив), а затем приказывает посланцу, отправленному, чтобы успокоить униженного раджу, похитить его любимого слона. «Махмуд делает из меня обезьяну: в рот сует банан, а в зад колет шипом»,— с горечью замечает отчаявшийся вассал и удаляется в отшельничество, предрекая тем судьбу запоздало раскаявшегося Махмуд-шаха. Вот Тун Мутахир беседует о науках с приехавшим в Малакку богословом, остроумно придумывает отправить к пасейцам «живое письмо» — гонца, наизусть выучившего текст, или одерживает победу над лигорцами, напавшими на Па-ханг. Разумеется, на современный взгляд Тун Мутахир, в новеллах о котором угадываются и заносчивость, и умение не упустить своего, весьма далек от идеала, но для средневекового хрониста он, несомненно, воплощение идеального вельможи — богатого, могущественного, умелого и преданного султану.

Итак, параллельно раскрывавшиеся характеры героев окончательно очерчены. Теперь хронист решительно сводит их. Однако гибель бендахары для него — причина падения Малакки, и потому он предваряет описание трагических событий предсказанием партугальского капитана: «Покуда жив бендахара Сери Махараджа, Малакка не падет». Это последнее в цепи предсказаний, и оно, как и предыдущие, должно исполниться — отныне гибель бендахары предрешена.

Причиной ее вновь становится неуемное женолюбие Махмуд-шаха. Вопреки предостережениям, твердо намеренный выдать красавицу дочь Фатиму за племянника, сына Туна Тахира, бендахара не желает прежде показать ее султану. Но не пригласить Махмуд-шаха на свадьбу — значит нанести ему оскорбление. Видя Фатиму в наряде новобрачной, султан, разумеется, тотчас в нее влюбляется и затаивает в душе обиду на «недогадливого» отца. Читатель, знакомый с тем, как кончаются затаенные вспышки государева гнева, понимает всю серьезность положения, а хронист, как бы бросая прощальный взгляд на любимого героя, завершает портрет бендахары рассказами о его чудачествах. На этот раз мы видим состарившегося Туна Мутахира в кругу семьи: он балует детей и внуков, давая для игр младшим по пригоршне золотого песка и снисходительно улыбаясь, когда старшие после неудачной охоты «охотятся» на буйволов в его загоне.

 

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!