«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович
Но разве не ясно, в свете сказанного нами выше, что ггервичные основы эстетического осмысления и познания действительности содержатся также и в документально зафиксированной человеком картине жизни, коль скоро он подходит к ее воспроизведению не пассивно, а осознанно, творчески, целеустремленно, выбирая предмет или группу предметов, которые он намерен запечатлеть, соответствующую аппаратуру, сорт и чувствительность фотоматериала, освещение, ракурс съемки и т. д.? Нам кажется, что путь резкого разграничения эстетического содержания документально зафиксированного явления жизни и изображения того же явления, например, живописцем или литератором, на который становится здесь Г. Недошивин, противоречит совершенно правильно выдвигаемому им же самим в указанной работе широкому истолкованию проблемы эстетического.
Продолжая сравнение документального и игрового кино, следует отметить их равные художественные возможности при съемке пейзажа, общих планов какого- либо строительства, города и т. д. И в том и в другом случае такие кадры выступают как эстетически осмысленная картина жизни, с определенной целью вмонтированная художником в зрительный ряд фильма. В игровом кино кадры пейзажа обычно тесно связаны с эмоциональным переживанием героя. Одна-к'о они одновременно почти всегда несут самостоятельную поэтическую окраску, являются художественно целостными по своему содержанию и в качестве таковых могут присутствовать также в документальном кино. Нам легко представить себе кадры Днепра или панораму строительства Днепрогэса из фильма А. Довженко «Иван» в произведении кинопублицистики и, наоборот, ск’ажем, кадры экваториальных закатов, снятые оператором-документалистом С. Коганом для «Охотников южных морей» в соответствующем месте изобразительного ряда игрового фильма.
Как и игровое кино, кинопублицистика способна широко использовать монтажные возможности трактовки
изобразительного материала, художественную силу слова, музыку, шумы, выразительную кинематографическую деталь. Все эти средства находят известное преломление при съемке публицистического фильма, применяются с учетом необходимости сохранения документальной точности изображаемого. Но вместе с тем их основное назначение — создание эмоционально впечатляющей образной ткани произведения — полностью сохраняется. Итак, в целом ряде весьма существенных моментов художественная типизация, осуществляемая в документальном кино, принципиально не отличается от методов и средств создания типической картины жизни в йгровой кинематографии и, шире, — в искусстве вообще. К специфическим особенностям документального кинематографа относятся отсутствие творческого вымысла (эти функции с успехом выполняет художественный замысел фильма) и, как мы позже увидим, известная ограниченность средств в создании глубоко психологизированного образа-характера героя, раскрывающегося в игровом кино в актерской игре и драматическом конфликте.
Давай, скажи всё что ты думаеш!