«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

Говоря о соотношении элементов реального и идеального в искусстве и попутно замечая, что по­следнее не должно пониматься как отрыв от жизни или ее приукрашенное изображение, Г. Недошивин пишет, что идеальное «в этом смысле есть то, что слагается в человеческой голове как1 программа будущих практи­ческих действий. Это — «прототип» будущего реального факта. Это — то, за внедрение чего в жизнь борется че­ловек». Именно «идеальный момент», указывает далее * Недошивин, сообщает искусству действенную силу,

делает его создания образцами для подражания, приме­рами жизни К

Соглашаясь в целом с позицией Г. Недошивина, мы хотели бы, однако, сделать два замечания, которые за­трагивают некоторые другие стороны рассматриваемого вопроса.

Во-первых, представляется совершенно очевидным, что отмеченная В. И. Лениным в «Философских тетра­дях» мысль Фейербаха может быть использована как некий подкрепляющий аргумент лишь в полемике с за­щитниками теории механистического копирования жизни или, что то же самое, — в борьбе против пассивно-созер­цательного подхода к созданию «второй действительно­сти» искусства. Однако если говорить о реалистическом искусстве, то наличие в нем «идеального момента» не только не препятствует тому, чтобы его произведения воспринимались бы как картины жизни, но, наоборот, обязывает художника-реалиста стремиться к этому. Ху- дожник-реалист знает, что даже малейшая фальшь, ма­лейшая погрешность против жизненной правды способна разрушить целостность впечатления, создаваемую его произведением, и тем самым лишить действенной силы заключенную в нем идею, какой бы значительной она сама по себе ни была. Глубоко верное замечание делает Н. Дмитриева, указывая, что искусство «не могло бы играть ни познавательной, ни общественно-воапитатель- ной роли, если бы оно не отражало объективную ис­тину»2. Никакая «тенденция» не должна закрывать от художника объективное содержание действительности, правду жизни. Изображение этой правды — главное до­стоинство художественного произведения. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть ве­личайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает <с его собственными симпатиями» (Турге­нев).

Другими словами, мы отмечаем здесь то важнейшее 'обстоятельство, что реалистическое искусство, даже в том случае, если оно пользуется внешне «искажающей»

жизнь формой сатиры или гротеска, всегда в своей ос­нове стремится к тому, чтобы вызвать у зрителя ощуще­ние жизненной правды изображаемого. Услов­ность, «иллюзорность» или, скажем, преувеличенная за­остренность формы художественного произведения — это как раз то, чем его автор (пользуется все в тех же целях впечатляющего раскрытия философии и существа жизни.

«Наказание» реализма в том, что он отображает дей­ствительность и вечно должен беспокоиться не о том, чтобы быть «красивым», а о том, чтобы говорить правду»1,—писал известный английский режиссер и теоретик документального кино Джон Грирсон.

Второе замечание еще ближе затрагивает специфиче­скую область работы художника-кинопублициста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!