«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

землю, из которой ветер вырывает жалкие остатки сож­женных солнцем растений, то людей, в бессилии опу­стивших руки перед этим могучим произволом природы, т0, наконец, желанную воду, стекающую с гор ручьями, реками, потоками, когда под лучами того же солнца на­чинают таять снега, в фильме ставится и в дальнейшем столь же эмоционально решается проблема необходимо­сти организованного, регулируемого человеком ороше­ния хлопковых полей.

Далее возникает вторая, еще более сложная кол­лизия: как доставлять собранный хлопок на текстиль­ные фабрики, как вывезти его через пустыню из Турке­стана?

Разрешение этой задачи, достигнутое волей и трудом советских людей, и составляет основное идейно-тема­тическое содержание фильма.

После необходимых предварительных изысканий на­чинается строительство железнодорожной магистрали, соединяющей Туркестан с Сибирью. Оно показывается на экране как постепенное сближение, а затем и соеди­нение, слияние двух стремящихся навстречу друг другу сил, двух армий строителей, перед каждой из которых встают свои трудности, свои драматические препятствия. Контрастны сами по себе уже исходные позиции этих сил: знойный Туркестан — и холодная Сибирь; край солнца, гор, песчаных пустынь — и занесенная снегом равнина с вековыми лесами на ней, над которыми из конца в конец проносится ледяной ветер. ..

По тому же принципу драматического показа проти­воборствующих сил в их взаимодействии друг с другом, развитии, столкновениях, борьбе, приводящей в конце концов к победе созидательной человеческой воли над стихийным началом природы, к соединению где-то в пус­тыне двух концов проложенного человеком стального пути, строится все тематические развитие фильма. Мы находим его действенное проявление в сопоставлениях высохшей, раскаленной земли и стекающих с гор ручьев, дикой, безжизненной пустыни и развернувшегося в ней огромного строительства, в показе старой и новой техни­ки, занятой на этом строительстве, в эпизоде состязания всадников-казахов с невиданным ими доселе сталь­ным чудовищем—поездом, в классическом кадре, запе­чатлевшем нюхающего рельс верблюда, и т. д. Благо­

даря этому постоянному вниманию к раскрытию диалек­тических противоречий и сложностей действительности, к (показу напряженного драматического процесса борь­бы изображенная в фильме картина приобретает осо­бую художественную убедительность.

Фильм «Турксиб» исключительно правдиво передал стремительность и несокрушимый натиск социализма, отобразил в яркой драматической форме величие и па­фос преодолевающего все препятствия созидательного человеческого труда.

Так1 работами многих кинематографистов конца 20-х — начала 30-х годов, но прежде всего лучшими фильмами Дзиги Вертова, Э. Шуб и фильмом В. Турина «Турксиб», были заложены реалистические основы со­ветской кинопублицистики, составившие прочный идей­но-творческий фундамент ее последующего развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!