«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Вертов талантливо раскрыл в своих фильмах «азбуку монтажа», освоил и воплотил в действии богатство вы­разительных средств и художественных возможностей кинематографа.

Реалистическое в своей основе творчество Вертова отличается обостренным вниманием к современности, стремлением художника активно участвовать в жизни народа, бороться за его идеалы, за его лучшее будущее. Вертов был поэтом окружающей его жизни, поэтом сво­его -современника — нового советского человека. Он не­устанно экспериментировал, искал, стремился вперед.

Вследствие всего этого его творчество и явилось од­ним из основополагающих этапов развития советского документального кино.

В 1929 году, еще до появления «Трех песен о Ленине», на экраны страны вышел документальный фильм «Турк- сиб», рассказывающий о строительстве туркестано-си­бирской магистрали. Сценарий его был написан Е. Аро­ном, А. Мачеретом и В, Шкловским в соавторстве с по­становщиком фильма, мало известным до этого режиссе­ром игрового кино В, Туриным. Снимали фильм опера­торы Н. Славинский и Б. Франциссон.

Фильму этому была суждена мировая слава. Вскоре же после появления на экранах СССР он с триумфом демонстрировался в кинотеатрах многих стран мира и с тех пор вошел в золотой фонд киноискусства.

Фильмы Верто>ва были взволнованны, поэтичны. Они показывали жизнь то в риторических, строгих, то в бо­лее мягких, лирических образах. Однако ;при всем этом, за исключением, пожалуй, лишь «Трех песен о Ленине», они были в известной мере отрывочны, импрессионистич­

ны, им не хватало ком,позиционной четкости построения, логической последовательности развития мысли. А глав­ное— в них не содержалось ясно обозначенного драма­тизма. Это заметно чувствовалось как в изобразитель­ном решении кадров, так и в их монтажном сопоставле­нии. Образы Вертова в большинстве случаев синтетичны, созданы по принципу накапливания, нагнетания, повто­ров однородных фактов, сходных, 'но не борющихся друг с другом тенденций жизни. В отдельных случаях (в фильмах «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира», на­пример) мы встречаем у него сравнения и даже противо­поставления жизненных явлений. Так, в частности, ре­шаются темы перехода от разрухи к восстановлению, от голода к достатку. Однако все это дается в значительной степени иллюстративно, внешне, лишь как подтвержде­ние выдвинутого в соответствующем титре авторского тезиса, а следовательно, лишено углубленного проникно­вения в сложную диалектику развития жизни, в драма­тический процесс постепенной смены одних явлений дру­гими. По тому же принципу иллюстративного, хотя и очень острого по мысли столкновения контрастных фак­тов построены многие тематические эпизоды в фильмах Зефир и Шуб, И. Копалина и других кинорежиссеров тех лет.

Вот этот-то недостающий документальному кино 20-х подов драматический элемент и был внесен в кинопублицистику фильмом «Турксиб».

Присутствие его здесь ощущается буквально во всем. Прежде всего драматично само построение фильма, раз­витие его основной темы — борьбы за хлопок. После вступительных кадров, разъясняющих значение хлопка для нашей промышленности, для жизни людей, авторы фильма выдвигают острую коллизию: хлопок1 не может расти без воды, без обильного орошения, а воды в зной­ном, опаленном солнцем Туркестане мало. Она сосредо­точена в виде льда и снега высоко в горах и лишь как драгоценный дар природы стекает оттуда на хлопковые поля. И к чему изнурительная работа людей в этой сол­нечной пустыне, к чему все их усилия, если поступление этой дающей жизнь влаги не зависит от их воли, а отсут­ствие ее столь часто губит плоды человеческого труда? ..

В образных, драматических кадрах, показывающих то почерневшую, высохшую, покрытую трещинами

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!